Хиджабы могут стать обязательной школьной формой в России Госдума вывернула наизнанку законопроект о светской форме одежды
Закон о введении в России единой школьной формы должен был стать гарантией хотя бы внешнего соблюдения светских норм в российской образовательной системе. Однако думский комитет по образованию вывернул наизнанку стартовые принципы. Теперь принята концепция, по которой хиджабы и прочие религиозные атрибуты могут стать обязательными к ношению в школах – по желанию региональных властей. А местные власти даже в неисламских областях могут оказаться под влиянием диаспор. Это продемонстрировала история с ульяновским губернатором, который после общения с местными исламскими деятелями пообещал толерантно отредактировать областной закон о запрете хиджабов. Деятель, убедивший губернатора, оказался пособником террористов «Имарата Кавказ».
В декабре 2012 года был принят закон «Об образовании в РФ», который дал школам право самостоятельно устанавливать требования к одежде учащихся. Сразу после принятия этого закона стала разрабатываться концепция единой формы для школ всей страны. Этот законопроект должен был «поставить точку» в спорах между сторонниками светской и религиозной одежды в школах. Кроме того, законопроект лоббировался представителями легкой промышленности, ожидавшими от его принятия ежегодную прибыль в 50 миллиардов рублей.
В итоге комитет Госдумы по образованию отклонил законопроект о введении единой школьной формы.
Вместо этого законопроекта образовательный комитет рассматривал концепции от депутата ЛДПР Михаила Дегтярева и члена ОНФ Ольги Тимофеевой, сообщает «Коммерсант».
Оба автора в пояснительных записках утверждали, что введение школьной формы «устранит признаки социального, имущественного и религиозного различия», а также повысит мотивацию к учебе. При этом депутаты выдвинули абсолютно разные концепции: документ от ОНФ предлагал дать регионам и муниципалитетам право самим устанавливать «единые требования к одежде». ЛДПР требовала установить одну форму для всей страны – с поправкой на «климатические условия». То есть, по версии ЛДПР, хиджабы могли быть узаконены как «климатические особенности», а вариант ОНФ предоставлял возможность устанавливать локальные правила властям нацреспублик и администрациям районов.
Комитет поддержал законопроект от ОНФ. В законопроекте Ольги Тимофеевой говорится даже не о форме, а о «единых требованиях к одежде». Их должны устанавливать субъекты федерации или власти муниципалитетов. При этом разработчики не исключили, что ко второму чтению такое же право будет дано и школам.
«Теоретически он вполне допускает, что в Чеченской Республике будет утверждена школьная форма, предполагающая хиджабы не только для мусульман, но и для всех остальных без разбора», – посетовал депутат от КПРФ Олег Смолин. Другими словами, закон, который предполагал некие гарантии светского вида учащихся на всей территории РФ, теперь позволит отдельным регионам, районам или школам устанавливать хиджабы или любую другую религиозную одежду в качестве обязательных элементов школьной формы.
Стоит напомнить, что вся история с «хиджабами в школах» началась со скандала в сельском учебном заведении Ставропольского края. В октябре прошлого года в Нефтекумском районе администрация одной из школ и районные чиновники распорядились не пускать в учебные заведения девочек в религиозных одеждах. Родители-мусульмане пожаловались в прокуратуру и одновременно стали угрожать расправой женщине – директору школы в селе Кара-Тюбе. Учительницу взяли под защиту казаки.
На стороне местных салафитов выступили краевой муфтий Мухаммад Хаджа Рахимов и «президентский омбудсмен» Павел Астахов. Бывший телеадвокат призвал учителей к «толерантности и терпимости» – то есть разрешить носить хиджабы в российских учебных заведениях. Ставропольских педагогов спасло лишь административно-медийное «чудо»: новость получила всероссийскую огласку в СМИ и сосетях, дойдя в итоге до президента. Одновременно она показала, какому давлению могут подвергнуться учителя и школьные администраторы за решение защищать принципы равенства и светского обучения.
Более того, «эпопея хиджабов» показала уязвимость региональных властей. В Ульяновской области чиновники, которые одними из первых запретили местным законом ношение религиозной одежды в школах, в сентябре пообещали пересмотреть эти нормы. К этому ульяновские власти склонили местные муфтии. Губернатор Морозов пообещал «подкорректировать действующее законодательство». Позднее выяснилось что человеком, «убедившим» губернатора переписать местные нормы под мусульман, стал Руслан Байбиков, муфтий Ульяновской области. Одновременно появилась информация, что Байбиков может являться пособником террористов – ФСБ расследует его участие в создании ячеек «Имарата Кавказ» в ульяновских колониях.
С такими вводными хиджабы могут стать обязательными для ношения в школах не только Чечни, как опасаются депутаты от КПРФ, но и в Поволжье и других частях России.
Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».