На новогодние подарки россияне потратят больше, чем европейцы
На новогодние увеселения и подарки россияне в этом году выложат рекордную сумму – 542 миллиарда рублей. Многие сограждане решили вообще не экономить: в магазинах подчистую сметают дорогостоящую технику, а в туристических компаниях расхватывают последние элитные путевки, пишет «Российская газета». Эксперты объясняют предновогодний ажиотаж ростом у населения теневых доходов.
И хотя новогодняя нехватка путевок ощущается каждый год, но нынешняя зима бьет все рекорды, уверяет директор одной из туркомпаний. Первыми «ушли» туры на горно-лыжные курорты и в самые посещаемые европейские столицы – Прагу, Париж, Берлин. Последними разобрали путевки в южные страны – Канары, Египет, Таиланд, ОАЭ и Шри-Ланку. Россиян не смущает даже то, что их цены перед Новым годом выросли в 2,5-3 раза.
Как оказалось, большой популярностью у жителей нашей страны пользуются и города Золотого кольца России. Номера на 31 декабря и 1 января в гостиницах Владимира, Костромы, Переславля-Залесского и Ярославля были забронированы еще в октябре. С учетом новогоднего банкета стоимость одного дня пребывания там зашкаливает за 6-8 тысяч рублей с человека.
Почти в два раза подорожали туры на родину Деда Мороза. Встретить Новый год в Великом Устюге сегодня стоит больше 13000 рублей за три дня, не считая дороги (это чуть больше 450 долларов).
Для торговых предприятий ноябрь и декабрь оказались самыми прибыльными месяцами в этом году. Покупатели смели все, что может подойти в качестве подарков, вплоть до дорогостоящей кухонной и видеотехники.
Согласно социологическому опросу, проведенному в декабре прошлого года компанией «РБК», 10 процентов россиян вообще не собирались тратиться на подарки, 13 процентов готовы были потратить на них до 1 тысячи рублей, 27 – до 3 тысяч, 19 – до 6 тысяч, 15 – до 10 тысяч, 8 – до 20 тысяч и 8-20 и более тысяч. В этом году настроения поменялись, и это лучше любой статистики говорит о том, что доходы действительно выросли. Выложить за подарки 10 тысяч рублей сегодня готовы около 20 процентов опрошенных. Впрочем, как и следовало ожидать, в основном эти «толстосумы» живут в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Что касается более мелких городов России, то, по данным ВЦИОМ, потратить на подарки больше 10 тысяч рублей сегодня может лишь 1 процент их жителей.
Директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков называет несколько причин рекордного потребительского спроса в конце года. Во-первых, во многих коммерческих компаниях вернулись к советской практике выдавать своим сотрудникам «тринадцатую» зарплату – годовую премию. А это значит, что у людей появляется крупная сумма неучтенных средств, которую сразу хочется потратить. Во-вторых, в этом году россияне в первый раз смогли заранее спланировать свой десятидневный зимний отпуск и целенаправленно накопить необходимые деньги. В-третьих, на фоне постоянных разговоров о росте инфляции россияне не откладывают покупки, поскольку боятся увеличения стоимости товаров. Кроме того, не изжита до конца и засевшая в нас с советских «дефицитных» времен манера покупать все мало-мальски стоящее впрок. Ну и конечно, определенную лепту в появление предпраздничной покупательской лихорадки вносят всевозможные торговые «приманки»: от новогодних скидок до потребительских кредитов.
Но основной причиной такого большого спроса Вячеслав Бобков считает рост теневых доходов населения. «Россияне тратят больше, чем официально зарабатывают, – говорит эксперт. – По нашим оценкам, почти 30 процентов реальных доходов состоят из неучтенных выплат, с которых не платятся налоги. Если судить по сегодняшнему сумасшедшему предновогоднему ажиотажу, то можно сделать предположение, что в 2005 году произошло резкое увеличение теневых доходов».
Ежегодные затраты россиян на подарки эксперты оценили в 542 миллиарда рублей, или 19,3 миллиарда долларов (надо учесть и то, что сограждане наверняка потратят больше задуманного). Для сравнения – жители США на рождественские подарки тратят 25 миллиардов долларов, а Канады – 18 млрд.
Что касается Европы, то жители европейских стран, наоборот, стали более скупыми в дни рождественских распродаж. К такому выводу пришла швейцарская консалтинговая компания Deloitte. Вот уже два года, по оценкам ее экспертов, европейцы дарят более дешевые подарки, чем в прежние годы.
Причиной падения спроса на путешествия и дорогие подарки стали растущие цены на нефть, политическая нестабильность и проблемы, связанные с безработицей, пишет «Российская газета». Эксперты считают, что в дальнейшем потребители в 9 европейских странах снизят свои траты еще на 3 процента, а немцы и того больше – на 9 процентов. И только в Ирландии и Испании люди по-прежнему не экономят на рождественских подарках, более того, в этом году ожидается рост их трат.
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».