Александр Торшин: теракт в Беслане можно было предотвратить
В среду, спустя полтора года после кровавого теракта в школе №1 Беслана в сентябре 2004 года, федеральная парламентская комиссия обнародовала первые выводы расследования тех страшных событий. Озвученные главой комиссией Александром Торшином первые итоги ее работы позволяют утверждать о том, что трагедию в Беслане можно было предотвратить. Кроме того, Торшин заявил, что в ходе проведении штурма захваченной террористами школы силовики допустили ряд просчетов. Также комиссия признала, что власти врали о числе заложников.
Как сообщил Торшин, халатные действия правоохранительных органов Северной Осетии и Ингушетии «помогли» боевикам осуществить захват школы.
«Да, конкретных данных о подготовке к нападению на школу номер 1 в Беслане не было», – сказал Торшин, представляя доклад парламентской комиссии в посещении Совета Федерации. Но, как подчеркнул глава комиссии, были направлены «предупредительные телеграммы руководства МВД РФ 21 и 31 августа, в которых предлагалось усилить меры безопасности в день знаний 1 сентября», передает «Интерфакс».
Если бы эти указания были выполнены – теракт можно было бы предотвратить, утверждает Торшин и другие члены комиссии.
Глава комиссии сообщил, что еще 3 августа МВД РФ располагало тревожными сигналами о возможности терактов. «А 6 августа была информация о возможности масштабных терактов на территории Северокавказского региона. Министр внутренних дел России дал указание об усилении антитеррористических мер в связи с возможностью терактов. Во все региональные отделения органов внутренних дел Северного Кавказа было направлено требование максимально увеличить подразделения правоохранительных органов и патрульно-постовых служб», – подчеркнул он.
По данным Торшина, 23 августа в адрес Молгобегского ОВД также был прислан приказ о мерах по усилению общественного порядка, а 29 августа туда же поступила информация о намерении террористов совершить теракт в школе в Ингушетии в День знаний. «Руководству Молгобекского ОВД предписывалось проверять все групповые передвижения граждан, проводить осмотр авто и особое внимание уделять на проверку автофургонов, но эти указания выполнены не были», – сказал глава комиссии.
Кроме того, по словам Александра Торшина, количество заложников стало известно уже во второй половине 1 сентября (в Беслане было захвачено 1128 человек), однако должностные лица в течение суток сообщали прессе о якобы захваченных 354 заложниках.
Комиссия установила, что захватом школы руководили Шамиль Басаев и Аслан Масхадов.
По словам Торшина, целью теракта в Беслане была дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе.
Глава комиссии рассказал, что подготовка теракта велась с августа 2004 года, когда началось формирование группы террористов в составе 34 человек. Банда была сформирована на территории Ингушетии в Малгобекском районе, сообщает сайт «Кавказский узел».
Две женщины из группы боевиков – Габурова и Натаева, сказал Торшин, носили так называемые пояса смертников.
«Четкость действий бандитов в захваченной школе указывала на отработанный сценарий», – отметил Торшин.
Торшин подтвердил также версию Генпрокуратуры о том, что большинство участников захвата школы были наркоманами, многие – ранее судимыми, сообщают «Грани.ру». По данным комиссии, из 23 террористов, личность которых была установлена следствием, судимость была у 13, а наркотики принимали все 23 (двое употребляли марихуану, 21 – героин).
Кроме того, комиссия подтвердила заявление следствия о том, что часть боевиков пользовалась оружием, захваченным при нападении экстремистов на Назрань в июне 2004 года.
В проведении штурма в Беслане был выявлен целый ряд «просчетов и недостатков», заявил председатель федеральной парламентской комиссии. В частности, координация между правоохранительными органами была слабой, оцеплению не удалось сдержать жителей Беслана, прорвавшихся в здание спасать детей. «Список просчетов и недостатков можно продолжить», – добавил Торшин.
Комиссия по расследованию обстоятельств теракта в Беслане не установила причин взрывов в захваченной школе, которые привели к незапланированным действиям террористов и гибели заложников, сообщает РИА «Новости». «Давайте дождемся результатов взрыва технической экспертизы. Тогда можно будет сделать какой-то вывод», – заявил Александр Торшин, отвечая на вопрос парламентариев в Совете Федерации. Многие заложники, которые находились в момент взрыва друг с другом, давали совершенно разные показания.
Что же касается танкового обстрела школы, то, по словам вице-спикера, комиссия располагает сведениями о том, что прицельный огонь по захваченному террористами зданию велся лишь тогда, когда там уже не было заложников. А использование спецподразделениями ФСБ огнеметов не могло стать причиной пожара в школе.
Торшин подчеркнул, что сегодняшний доклад не является окончательным и комиссия намерена продолжать расследование. По его словам, прежде чем приступить к окончательным выводам, комисcия должна изучить архивы Масхадова и Абу Дзейта, а также результаты ряда важных экспертиз.
Однако члены комисcии приняли решение огласить предварительные результаты, так как комиссия работает уже довольно долго и общественность имеет право знать, как идет эта работа.
Как пояснил Торшин, комиссия не ставила и не ставит своей целью поиск виновных. «Мы не расследуем деятельность силовиков, мы изучаем причины и обстоятельства произошедшего в Беслане теракта», – отметил он.
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».