AMP18+

Общество

/

С нового года сигареты будут стоить дороже на 9 рублей Средние расходы российских семей на табак уже достигают 7-11% месячного дохода

Москва, Декабрь 10 (Новый день – Новый Регион, Алексей Усов) – Табачные компании воспользовались ростом акцизов и с января 2015 года увеличат стоимость сигарет на 8-9 рублей за пачку. Средняя стоимость сигарет сейчас составляет около 60 рублей, через месяц она увеличится до 68 рублей за пачку. Год назад также обещалось повышение цен на 8 рублей, но за год крупнейшие производители табака в России подняли стоимость своей продукции почти на 22 рубля. Эксперты ожидают, что к концу 2015 года вместе с новогодним повышением пачка сигарет в среднем будет стоить на 23-30 рублей дороже.

Табачные компании задекларировали в налоговой службе новые цены на свою продукцию, которая появится на полках магазинов с начала 2015 года. Действующие цены пока составляют в среднем 60 рублей за пачку сигарет, с января эта цена увеличится на 13%, что составит около 8-9 рублей. Повышение производители объясняют ростом табачных акцизов. Минимальный акциз на сигареты с 2015 года вырастет на 30% (до 960 рублей плюс 11% от максимальной цены в рознице за 1000 сигарет). Производители привычно включат рост госсборов в цену продукции. Продукция с новыми розничными ценами будет поступать в продажу с начала следующего года по мере обновления запасов в торговых точках.

С нового года впервые будут декларироваться не только максимальные, но и минимальные розничные цены на сигареты. Например, Sobranie Black Russian не может стоить дешевле 150 рублей, а LD Red – меньше 43,5 рублей за пачку. Минимальные цены введены поправками в закон «О защите здоровья граждан от воздействия табачного дыма» в 2013 году. Поправки должны были вступить в силу в 2014 году.

За год стоимость сигарет увеличилась в среднем больше чем на 20 рублей, отмечают «Известия». В конце 2013 года также был заявлен рост цен на табак из-за роста акцизов, и точно также было обещано подорожание продукции в среднем на 8 рублей. Но реальный рост цен больше чем вдвое превысил эти цифры. Например, Philip Morris Tobacco (PMI) еще 3-4 раза в течение 2014 года меняла цены на свою продукцию. Пачка Parliament Aqua Blue с конца 2013 года выросла в цене с 86 рублей до 108 рублей, задекларированных в декабре 2014 года. Marlboro Gold Original подорожали с 74 рублей в конце 2013 года до 96 рублей в этом месяце, Chesterfield Silver – c 55 до 77 рублей, L&M Red Label – c 47 до 69 рублей. То есть марки практически всех сегментов прибавили в цене 22 рубля.

«БАТ Россия» также в 2014 году превысила заявленные в декабре-2013 лимиты на рост стоимости. Однако повышение шло неравномерно. В высоком сегменте цена росла интенсивнее: Dunhill Master Blend вырос c 91 рубля за пачку до 114 рублей, а Kent HDI Blue из среднего сегмента подорожал в пределах акцизной нормы с 83 до 92 рублей, Pall Mall Blue – c 56 до 69 рублей. Меньше всего прибавила «Ява Золотая» из низкоценового сегмента – с 52 рублей в конце 2013 года до 59 рублей в конце 2014 года.

По мнению представителей Российской антитабачной коалиции в 2015 году производители также не остановятся на новогоднем повышении цен. В РАК считают, что компании еще несколько раз сменят ценники, в которые заложат не только рост налогов, но и производственные издержки: к новогодним 8-9 рублям в течение года средняя стоимость пачки увеличится еще на 15-20 рублей.

Отметим, что существует мнение, что деятельность анититабачных организаций, государственной системы акцизов и крупнейшие производители табака могут быть неофициально связаны между собой. Рост акцизов, который в том числе, стимулируется антитабачными организациями, приводит к тому, что на рынке остаются только табачные гиганты, которые одни и могут получать стабильную прибыль при значительном налогообложении и запрете на рекламу. Издержки бизнеса в данных условиях становятся непосильными для местных независимых производителей и новых игроков рынка. Когда на рынке остаются лишь несколько транснациональных корпораций, они могут увеличивать прибыль в том числе за счет сокращения производственных издержек. Например, за счет экономии на сырье при соблюдении норм на содержание различных веществ в готовой продукции.

Однако существует социальный порог повышения цен и акцизов, превышение которого имеет основным эффектом переход потребителей на контрафакт. В российских условиях – это будет означать появление на рынке гигантских партий контрабандного товара из стран Таможенного союза. «Европейский опыт показывает, что как только на сигареты начинает приходиться свыше 8% ежемесячного дохода, потребители переключаются с легальной продукции на контрабанду и контрафакт» – отметил по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Сейчас в среднем семьи российских курильщиков тратят на табак около 7,4% месячного дохода. То есть, цена сигарет уже вплотную подошла к порогу массового перехода на контрабандную продукцию. При этом семьи с низким доходом тратят на сигареты в среднем уже 11%.

Повышение цен коснется и алкоголя. К февралю цены на импортные напитки вырастут на 20%. По данным РБК на 18% уже выросли отпускные цены на импортные вина. Отечественный алкоголь также может прибавить 10-15%, в зависимости от того, российское или импортное для них используется сырье. При этом Росалкогольрегулирование не станет повышать минимальную розничную цена на водку.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Общество,