AMP18+

Общество

/

41% работающих горожан стали экономить на еде После январского повышения цен жители РФ заметили наступление кризиса

Самым заметным явлением «зимней экономической войны» для трудоспособного населения России стало падение рубля и вызванный этим рост цен. Эти события затмили даже донбасскую войну и международные санкции, заметили социологи компании Synovate Comcon.

Падение рубля и постновогодний рост цен обозначили для большей части население начало кризиса. К концу третьей недели января «трудности» российской экономики заметили 78% участников исследования, в ходе которого опрашивалось население городов-миллионников в возрасте от 18 до 45 лет. Доля переживающих из-за экономической нестабильности значительно выросла по сравнению с концом прошлого года и приближается к аналогичному показателю кризисного «пика», зафиксированного в начале 2009 года, отметили авторы проекта «КОМКОН.Антикризис». Влияние падения рубля ощутили уже 66% активного населения.

Вхождение экономического кризиса в «горячую стадию» вызвало сокращение зарплат и премий. С этим столкнулись 48% опрошенных, либо члены их семей. На этом фоне только 16% населения продолжило лихорадочно скупать товары (бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель), из-за опасений, что в будущем те станут им недоступны. Остальные стали экономить. 58% решили урезать расходы на отдых и разные виды досуга, а 41% стали экономить на еде и одежде. 23%, столкнувшись с ростом цен, опасаются еще большего обесценивания рубля и запасаются едой, лекарствами и бытовой химией.

Потребители стали меньше и реже покупать некоторые продукты питания (прежде всего, снеки, мясо, сладости, пиво и сыр), стали отказываться от путешествий, услуг питания вне дома и покупок недвижимости. Спад покупательской активности и переход на более дешевые варианты характерны для категорий одежды, досуга и компьютерной техники.

Результаты исследования подтвердили давнее наблюдение социологов: значительная часть населения бросается скупать валюту не в моменты укрепления рубля, а на пике его падения. За неполный месяц купили доллары и евро около 20% опрошенных. Недоверие к банковской системе продемонстрировало 39% населения городов: люди вывели деньги со счетов и вкладов, предпочтя сохранить их в наличности. Банки, которые с декабря предлагают населению вклады под повышенные проценты, смогли убедить только 14% экономически активного населения в городах. Среди потребителей сильно сократилось число желающих взять кредит – многие, кто планировал сделать это после новогодних каникул, отказались от этой идеи. В основном – из-за роста банковских процентных ставок.

При этом городское население демонстрирует оптимизм: большая часть опрошенных считает, что после двойного удешевления рубля к доллару их доходы больше не снизятся или, наоборот, только возрастут. Только 17% готовятся к худшим вариантам развития кризиса.

Оптимизм стал отличительной чертой этого кризиса. В исследованиях Synovate Comcon отмечается, что январе 2015 года в сравнении с началом 2009 года уровень обеспокоенность кризисом значительно ниже.

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Поволжье, Сибирь, Центр России, Юг России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, Финансовый кризис,