AMP18+

Общество

/

На повышение патриотизма «на бумаге» Росмолодежь просит почти 2 млрд рублей Измерение количества гордящихся Родиной граждан – пустая трата денег, считают социологи

Российские власти разработали новую федеральную программу патриотического воспитания граждан до 2020 года. Как пишет «Коммерсантъ», документ подготовили сотрудники Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Они поставили перед собой амбициозные цели: в течение пяти лет на 8% увеличить долю россиян, «гордящихся своей страной», добиться роста числа призывников в армию на 10%, а также повысить «чувство гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства». По оценкам разработчиков, для реализации намеченных задач, потребуется более 1,85 млрд рублей. 178 млн рублей из этой суммы предполагается привлечь из внебюджетных источников.

Координатором проекта, как сообщает издание, будет Росмолодежь, а именно, Роспатриотцентр. Министерство образования и науки, Минкульт и Минобороны станут главными исполнителями программы. Ее разработчики указывают, что проект важен ввиду изменившейся ситуации на Украине и непрекращающегося вооруженного противостояния на юго-востоке этой страны. Поменялась и геополитическая ситуация, продолжаются «попытки конкурентов использовать социально-экономические проблемы для дестабилизации политической ситуации внутри страны». Эти факторы вынуждают власть уделять пристальное внимание «уровню готовности граждан к защите национальных интересов не только на службе в вооруженных силах, но и на государственной службе», а также на производстве и в повседневной общественной жизни.

По данным разработчиков программы, в России наблюдается «относительно невысокий уровень доверия граждан друг к другу, к органам власти» и к ряду ключевых социальных институтов, а также «зачастую поверхностный» уровень знаний по истории государства, особенно у молодежи. Для перемен к лучшему чиновники намерены подготовить систему «научно обоснованного мониторинга уровня и эффективности патриотического воспитания граждан». Они даже включили в программу определение патриотизма: «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите». В итоге власть рассчитывает развить у подрастающего поколения «чувство гордости, глубокого уважения и почитания к символам государства – гербу, флагу, гимну, историческим символам и памятникам Отечества».

В связи с этим перед ведомствами поставлены задачи по достижению конкретных целевых показателей: «увеличение доли россиян, гордящихся своей страной», «увеличение количества опубликованных в рецензируемых в научных изданиях исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания», увеличение доли молодых людей, призванных в вооруженные силы, и создание условий «для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ». Чиновникам следует работать со всеми группами граждан, начиная с 0 до 6 лет и заканчивая теми, кому за 60.

Так, к 2020 году планируется на 8% увеличить долю россиян, гордящихся своей страной; вдвое увеличить количество агитаторов (тех, кто прошел специальные программы по «повышению уровня компетенций в сфере патриотического воспитания»), в полтора раза – «долю граждан, демонстрирующих высокий уровень знания основных событий истории России», и на 10% – призывников. Еще одной важной задачей, по мнению авторов программы, является популяризация оборонно-массовых мероприятий, а также сдача норм ГТО, число участников которой должно увеличиться к 2020 году в три раза. Также втрое, по планам чиновников, должно возрасти количество воинских частей, шефствующих над образовательными организациями.

Отметим, что Минобрнауки уже подготовило «Стратегию развития воспитания детей». Документ, который, по сути, впервые формирует основы государственной политики в этой сфере, делает акцент на программах патриотического и военно-патриотического воспитания и развитие активной гражданской позиции, основанной «на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества»

В Минобороны сообщили, что в рамках ведомственной работы проводятся ежегодные патриотические и информационно-пропагандистские акции. «Мы оказываем методическую и практическую помощь учебным заведениям, руководителям военно-патриотических клубов», – утверждают в ведомстве. Чиновники отмечают, что армия представлена на рок-фестивалях, в «Танковом биатлоне», «Авиадартсе», КВН, Днях инноваций, иных теле- и медиапроектах. «Патриотизм не воспитывается на пустом месте, молодежь сложно обмануть, она все чувствует и видит»,– считают в Минобороны.

По мнению замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, все «это напоминает рекламу зубной пасты, которая обещает, что зубы станут белее на 50%, а на 60% увеличится их блеск». «Если разработчики программы будут тратить усилия, чтобы измерить количество гордящихся Родиной, то вряд ли они добьются своих целей. Зато потратят несколько десятков миллионов рублей на так называемые социологические исследования», – считает Гражданкин. По мнению социолога, измерить долю людей, которые гордятся родиной, невозможно.

Как отмечает «Независимая газета», в программе упор делается на бюрократические отчеты и публикации в научных журналах. В проекте программы особое внимание уделено медиапространству. Планируется наполнение патриотической тематикой интернет-сайтов и блогосферы, литературы и ТВ, «повышение уровня использования новых технологий» и даже «создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм».

В связи с этим ожидаемые результаты такой политики не выглядят убедительными: упоминаются повышение «уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» и значительное расширение условий «для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации». Таким образом, речь идет скорее об информационном сопровождении госпрограммы, а не о реальном превращении государственных медиаресурсов в средства просвещения.

Москва, Иван Гридин

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика,