Минтруд хочет сэкономить на пособиях по уходу за инвалидами и пенсионерами Еще одно ведомство поддержало тренд Минфина на сокращение соцпомощи
Минтруд поддержал идею Минфина об экономии бюджета за счет сокращения социальных выплат. На фоне «наноиндексации» этих выплат на 5,5% вместо прогнозируемого уровня инфляции 2015 года в 18,1%, Минтруд ограничивает условия выдачи пособий. Новые методы сначала затронут компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами (инвалидами, тяжелобольными, пенсионерами старше 80 лет). Сейчас ежемесячная выплата тем, кто ухаживает за такими людьми, составляет 1200 рублей. Минтруд ограничивает максимальное количество подопечных тремя. Это первый эксперимент по реализации идеи Минфина об избирательном сокращении получателей социальных пособий и компенсаций.
Минтруд начал экспериментальное внедрение идеи Минфина об избирательном сокращении количества получателей различного вида соцпособий – в рамках общей работы ведомств по урезанию социальных выплат. Первый проект такого рода не должен вызвать социального возмущения, так как оформлен в виде «борьбы с мошенничеством и тунеядством».
Минтруд предлагает внести изменения в указ президента «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Согласно этому указу, неработающему трудоспособному гражданину, который осуществляет уход за нетрудоспособным лицом (инвалидом I группы; лицом, достигшим 80-летнего возраста или по заключению нуждающимся в уходе), устанавливается ежемесячная выплата в размере 1,2 тыс. рублей. Данная норма не содержит ограничений по количеству нетрудоспособных подопечных, за которых можно получить компенсацию. Минтруд предлагает лимитировать уход за инвалидами и престарелыми: не больше трех человек на одного волонтера. Замотивировано это, как уже говорилось, борьбой с мошенничеством: по статистике Минтруда количество нетрудоспособных граждан, за которыми одновременно осуществлялся уход одним неработающим трудоспособным лицом, варьируется от 2 до 37 человек.
«Одновременное осуществление ухода одним лицом за большим количеством нетрудоспособных граждан, особенно если данные граждане относятся к категории инвалидов I группы, вызывает сомнение в его качестве или, более того, в его наличии. В связи с этим представляется целесообразным ограничить количество нетрудоспособных граждан, за которыми одновременно может осуществлять уход одно неработающее трудоспособное лицо. Принятие данного проекта указа приведет к повышению качества ухода, а также позволит предупредить случаи злоупотреблений, связанных с получением соответствующих средств без взаимосвязи с уходом за нетрудоспособным лицом», – приводят «Известия» пояснения представителей министерства.
Получателями подобных выплат по уходу являются трудоспособные, но безработные граждане независимо от родственных отношений или совместного проживания с нетрудоспособным лицом, нуждающимся в уходе. Это могут быть как и близкие, так и посторонние люди. Чтобы получать такие компенсации, необходимо заполнить два заявления, представить справку о пенсии, выписку из акта освидетельствования нетрудоспособности и документы, удостоверяющие личность.
Мероприятие Минтруда, несмотря на антимошенническую мотивированность, стало первой попыткой реализовать недавно сформулированную правительством концепцию сокращения социальных выплат.
Как ранее сообщал «Новый День», Минэкономики обновило макроэкономический прогноз до 2018 года. Новые выкладки основываются на ожидании, что цена на нефть не поднимется выше 40 долларов за баррель. В этих условиях средства Резервного фонда будут исчерпаны уже к 2017 году, а в бюджете образуется «дыра» в 200 миллиардов рублей в 2016 году и по триллиону в 2017 и 2018 годах. При этом для сокращения дефицита бюджета даже при курсе нефти в 55-60 долларов за баррель потребуется сокращение бюджета минимум на 400 млрд рублей каждый год. В тих условиях первыми жертвами правительственной экономии стали социальные выплаты вместе с расходами на здравоохранение и образование, которые составляют практически половину расходов консолидированного бюджета.
В июле Минфин объявил, что социальная политика будет сведена к избирательным выплатам по категориям нуждаемости, и значительно урезан объем медицинской помощи населению. «Базовая задача – ограничить темпы роста расходов, в том числе на социальные выплаты, зарплаты, госаппарат», – говорится в докладе Минфина, опубликованном на сайте ведомства.
Именно в рамках этой «оптимизации» и сформулировал Минтруд сегодняшнее предложение по ограничению компенсаций по уходу за нетрудоспособными. Первая мера должна подготовить население к следующим, более жестким мероприятиям: благодаря удачной подаче в качестве борьбы с мошенничеством и завуалированным тунеядством. Последующие мероприятия уже не будут апеллировать к социальной справедливости: «Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается крайне медленно. По оценке экспертов, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке. В то же время среди граждан, нуждающихся в такой поддержке, менее 50% получают какие-либо социальные выплаты», заключили в правительстве и предложили отказаться от идеи выплаты пособий по категориям в целом. Когда эта система будет введена в действие, каждому отдельному гражданину придется доказывать, что именно он нуждается в выплатах – прежние общие критерии назначения компенсаций будут отменены. Одновременно планируется «оптимизация» расходов на среднее образование – под предлогом того, что рост расходов на эту систему не привел к повышению качества подготовки учеников. В сфере высшего образования планируется ликвидация каждого десятого вуза и до трети вузовских филиалов.
В здравоохранении из ОМС выведут «оказание непрофильных услуг населению» – что бы Минфин под этим ни подразумевал. Заодно будет «снижен уровень госпитализации и сокращена длительность пребывание населения в стационарах» – вместе с давно планировавшимся введением отчасти платной системы функционирования выездной медицинской помощи.
Наибольшую экономию Минфин рассчитывает получить от манипуляций с индексацией пенсий. Эта мера получила уже неофициально название «наноиндексация» и была даже одобрена Международным валютным фондом. Суть ее в том, что уже в 2015 году индексация соцпособий и пенсий производится не по реальному уровню инфляции (по последним выкладкам Минэкономики это 18,1%) и даже не по ранее прогнозировавшимся 11,9%, а по плановому докризисному уровню в 5,5%. В последующие годы эта схема сохранится: индексация социальных выплат будет производиться по докризисным расчетам – в 2-3 раза меньше реального уровня инфляции.
«В результате социальное неравенство продолжит усугубляться. Так что уже зарегистрированное статистикой по итогам первого квартала 2015 года увеличение числа бедных в России до 22 млн человек, вопреки стенаниям вице-премьера Голодец о том, что больше уже нельзя, – далеко не предел», – отметил в статье для РБК Daily Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической̆ политики МГУ.
«Механизм «наноиндексации» создает дополнительные стимулы для правительства занижать инфляционный прогноз и стремиться к повышению фактической инфляции, увеличивая бюджетную «экономию». Опыт других стран показывает, что усиление подобных стимулов крайне негативно сказывается на достижении целевых ориентиров по инфляции, минимизация которой в иерархии правительственных приоритетов автоматически становится все менее нужным делом.
В-третьих, индексация выплат – далеко не единственный шаг в данном направлении. Помимо того, осуществляется секвестр социальных обязательств по широкому их кругу. В 2015 году отменена индексация зарплат бюджетников. Судя по всему, будет принято решение об уменьшении величины и переносе на осень 2016 года индексации минимального размера оплаты труда, что повлечет за собой сокращение темпов увеличения других выплат. Могут пострадать даже льготы чиновников, в первую очередь на низовом уровне.
Центр уже не первый год пытается переложить ответственность за социалку на региональный уровень власти – в ответ наблюдается увеличение числа субъектов Федерации, сокращающих расходы на образование, здравоохранение и культуру. Испытывающие еще больший недостаток финансирования, чем на федеральном уровне, регионы начинают по живому резать социальные сети, и без того не блещущие набором и качеством оказываемых бесплатных услуг и территориальной доступностью. В довершение всего к концу лета правительство наконец-то обещает определиться насчет будущего пенсионной системы, в частности относительно параметров неизбежного повышения возраста выхода граждан на пенсию», – отмечает экономист.
Перечисленные мероприятия и идеи правительства – еще не предел. Среди прочих мер, которые анонсированы Минфином и уже отчасти одобрены остальным правительством, – увеличение на треть выслуги лет для военнослужащих (с 20 до 30 лет), прекращение обязательной федеральной поддержки наукоградов, сокращение числа оборонных предприятий за счет сокращения количества ЗАТО, сокращение индексаций ряда пособий военнослужащим. Кроме того, в следующие три года не получат дополнительные выплаты пенсионеры, работавшие в сельском хозяйстве. Также будут уменьшены пособия и надбавки за счет сокращения «чернобыльской зоны».
Наконец, правительство собирается обратиться к ключевому источнику пополнения бюджета – прямым и косвенным налогам для населения. Кроме того, что будет сокращен объем социальной помощи, что выплачивается из налогов граждан, превышающих 50%, ведомства готовятся ввести новые налоги и повысить собираемость существующих. В частности повышенный контроль за сборами с трудящихся и работодателей предлагается ввести за счет новой системы выявления лиц, работающих по «черным» и «серым» схемам.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»