AMP18+

Общество

/

Россияне приспособились к кризису: просто стали меньше есть Постоянно растет доля тех, кто экономит на покупках

Россияне в общем и целом приспособились к жизни в условиях кризиса. Основной метод приспособления – экономия на ежедневных расходах.

Доля тех, кто больше шести месяцев покупает менее дорогостоящие товары, чем ранее, в декабре составила 34% (против 22% в январе), сообщает ВЦИОМ. По данным социологов, об этом говорят, в первую очередь, пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). Еще 18% сказали, что экономят таким образом в течение полугода и 7% – в течение месяца. При этом практически неизменной осталась доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии (38% в январе и 37% в декабре 2015 года).

Также заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). В ходе последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 8% – начали делать в последний месяц (заметно меньше, чем в январе – 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – 34% респондентов в январе и 35% в декабре.

Иные методы приспособления к кризису практикует меньшая часть наших сограждан. Так, суммарная доля тех, кто запасает продукты впрок, в декабре составила 32% (при этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%), тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке – 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Около четверти тратят сбережения на повседневные расходы (26%), однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. Каждый пятый принимает безвозмездную помощь от близких (20%) и/или берет кредит в банке (20%). Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.

Руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб отметил: «Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары – предприятия не могут продать произведённое – следуют увольнение работников или задержки зарплат – спрос сокращается в ещё большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешёвые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости».

По мнению Чернозуба, данная практика будет только расширяться. На это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, – расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве. «Дело в том, что на горизонте полугода – года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления будут «проедены», настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства», – пояснил он

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – декабрь 2015 года.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия,