Кризис пробудил российских оккультистов Сектоведы просят госконтроля: только в Москве активно действуют 80 культов
В кризис активизировались разнообразные оккультисты, «тренеры личностного роста», псевдорелигиозные организации и просто мошенники от нью-эйджа. «Активность сект из-за кризиса выросла на 30%. Количество жалоб возросло намного. Я постоянно общаюсь с сотрудниками МВД по безопасности. Они говорят, что приходят родственники пострадавших: у них пропало это, вынесли из дома то, помогите» – пожаловался в эфире РСН глава комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев.
Член президентского Совета по правам человека Яна Лантратова подтвердила, что усугубляющаяся общественная депрессия дает шанс сектантам привлечь новых жертв. «К нам поступают подобные обращения. Стали не только обходить квартиры, стали обзванивать людей, рассылать сообщения на мобильные телефоны, чего раньше не было» – отметила эксперт.
Активизацию сектантов в условиях кризиса подтвердил РСН и сектовед Александр Дворкин.
«Секты чрезмерно активизировались. Когда кризис, то гораздо большее количество людей переживают стресс, повышается статистика психических заболеваний. И соответственно, секты очень этим пользуются».
«Активизировались «Свидетели Иеговы», кришнаиты, мормоны, секта «Бога Кузи» и секта Светланы Пиуновой. Последняя действует внешне, как политическая партия, но на самом деле это оккультная секта, которая представляет Светлану Пунову, как пришельца с планеты Нибиру. Так говорят посвященным, однако выступает она, как политическая партия социал-демократического толка», – отметил сектовед.
По данным Дворкина, в Москве может насчитываться около 80 сект и различных оккультных сообществ. К сектам Дворкин причисляет и разнообразные «тренинги личностного роста», которые он считает «психокультами».
«Сейчас стало много сект психокульта. Они действуют, как тренинги и семинары. В них учат побеждать во всех ситуациях, как сделать карьеру, как подчинять людей своей воле. Также усилен коммерческий культ. В таких сектах учат методам психологического насилия, контроля сознания. Самые известные из них – Amway и Herbalife».
«В тренингах личностного роста зачастую происходит не рост, а личностное снижение. Человек впадает в зависимость от псевдоавторитета. Личностный рост – это независимость, свобода, умение принимать решения и нести за них самостоятельную ответственность, а такие тренинги делают людей ещё более незрелыми, гипертрофируя какое-то одно качество», – считает руководитель Калужского антисектанского консультационного центра Илья Хохлов.
Отличить нормальный тренинг от ненормального достаточно просто. Если тренинг предполагает некую градацию ступеней, когда за первый уровень платишь 500 рублей, за второй – 1500 и так до 50 тысяч, то это однозначно психокульт. Если тренер говорит, что его методика на 200% поможет всё изменить к лучшему, то от него нужно уходить сразу: перед нами психокульт с элементами гуруизма. Нормальный квалифицированный психолог понимает, что стопроцентного результата быть не может – поясняют сектоведы.
«Участники сект могут подкарауливать своих будущих адептов даже на улице. Механизм вербовки прост: они видят, что идет неуверенный в себе человек, предлагают ему свою помощь, выдают некоторую сумму денег. Но, принимая их, человек становится клиентом сектантов. Специалисты говорят, что сектантами становятся, как правило, люди неуверенные, тревожные, которые перенесли жизненную драму, с низкой самооценкой», – предупреждает Дворкин на своем сайте.
Православные сектоведы, к которым относится и Дворкин, требуют ужесточения госконтроля над религигиозной деятельностью. «Многие деструктивные организации используют спецслужбы, работающие против нашего государства. Все новые психологические методики, с которыми мы сегодня сталкиваемся, разрабатывались годами. Причём не простыми людьми, а серьёзными учёными», – мотивирует такие пожелания глава калужского антисектантского объединения.
Напомним, в начале декабря зампред Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) предложил распространить статус «иностранного агента» на религиозные организации, финансируемые из-за рубежа. «В России могут быть разные религиозные организации, но очень хотелось бы, чтобы адепты получали только духовное окормление, а не политические инструкции. Если мы сейчас ставим вопрос об «иностранных агентах» – общественных организациях, может, стоит проработать вопрос и по отношению к религиозным организациям?», – заявлял PR-специалист РПЦ МП.
Вместе с иностранными сектами, которые ведут миссионерскую деятельность в РФ, как последователи Рона Хаббарда или саентологи, под запрет такого рода автоматически попали бы все религиозные организации, кроме православных и части мусульманских: католические, буддийские и особенно протестантские. В РПЦ рассчитывают и на помощь государства в преследовании неоязыческих сообществ, к которым православные чиновники испытывают особую неприязнь.
Представитель миссионерского отдела пожаловался: «У нас нет ни одной официально зарегистрированной неоязыческой организации, нет ни одного нового подобного объединения, зарегистрированного в Минюсте, значительная часть религиозной жизни проходит мимо соответствующих органов.
«У этих чиновников РПЦ полное несоответствие и профессиональная импотенция. Если проповеди отца Серапиона не могут быть конкурентно способными, естественно, тот, кто не умеет управлять, стремиться подчинить. Тот, кто не может интересно общаться с людьми, быть убедительным, тот старается быть навязчивым», – прокомментировал идею миссионерского отдела протодиакон Андрей Кураев.
Священнослужитель отметил, что при таких заявлениях сам игумен Серапион признаёт, что религиозными организациями управляют из-за рубежа: «Если игумен Серапион считает, что не может себе представить, что управление из-за рубежа не получала политических инструкций, он сам делает собственный coming out. Значит, в его собственной голове это не умещается, что можно просто молиться богу и говорить о священном писании и не смешивать это с политикой, и этот свой стереотип он переносит на всех остальных людей». Кураев подчеркнул, что, если в России будут применять понятие «иноагент» к религиозным организациям, то начнутся проблемы у РПЦ, приходы которой есть по всему миру.
Москва, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»