Чиновники Минобороны объявили вдов ветеранов расхитителями средств Против вдовы с 5 детьми возбудили дело о мошенничестве за то, что она добилась пенсии по утере кормильца
Нижегородский военный комиссариат подал иски к семьям погибших военнослужащих, требуя вернуть пенсии по утере кормильцев за несколько лет. Больше того, военкомат через прокуратуру добился возбуждения уголовного дела о мошенничестве в крупном размере – за то, что вдовы ветеранов смогли, зачастую через суды, добиться государственных пенсий и пособий.
Нижегородские чиновники Минобороны в очередной раз продемонстрировали, как государство заботится о семьях военнослужащих, отдавших жизни на службе. Военный комиссариат Нижегородской области решил обвинить вдов погибших в «хищении бюджетных средств в форме получения пенсии по случаю потери кормильца».
Евгения Теряева, вдова погибшего в Чечне ветерана боевых действий Сергея Теряева, обратилась в «Право матери» с сообщением о том, что военкомат Нижегородской области прекратил выплачивать ей пенсию по случаю потери кормильца. Несмотря на то, что право на получение пенсии Теряева ранее успешно отстояла в суде, военкомат не только неожиданно прекратил выплату средств, но и подал к Теряевой гражданский иск, потребовав вернуть всю сумму за последние несколько лет – 626 тысяч рублей. Свою позицию военкомат обосновал тем, что Теряева, сама являясь военнослужащей, не может получать пенсию по случаю потери кормильца, сообщает журнал «Такие дела».
Сотрудники фонда «Право матери» рассказали, что Евгения Теряева была участницей коллективного иска 2013 года. Правозащитники отстаивали тогда интересы тринадцати семей погибших ветеранов боевых действий, в том числе ее мужа, майора Сергея Теряева. «От военкомата в тот процесс лично приходил начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Нижегородской области господин Разумейко, который, выступая в судебном процессе, в зале суда договорился до того, что обвинил командира боевой части в мошенничестве» – говорится в сообщении фонда. В ответ юристы не только выиграли иск у военкомата, но и обратились в правоохранительные органы, потребовав возбуждения уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ («Клевета»). Начальник центра социального обеспечения в тот раз избежал уголовной ответственности и сохранил должность. Но решил отомстить.
Итогом стал, во-первых, гражданский иск военкомата. Первое заседание по этому делу состоялось 3 марта, следующее было назначено на 5 марта. Неизвестно, на что рассчитывали в нижегородском облвоенкомате, с учетом того, что в 2013 году суд уже признал право Теряевой на пенсию по случаю потери кормильца. По словам предправления фонда «Право матери» Вероники Марченко, перспектив у гражданского иска со стороны военкомата нет: законное право вдов-военнослужащих получать пенсию по случаю потери кормильца юристы не раз доказывали в российских судах, включая Верховный суд.
Одним гражданским иском Нижегородский областной военный комиссариат не ограничился. На следующий день после заседания по делу Теряевой в отношении другой вдовы было возбуждено уголовное дело (по заявлению военкомата). 16 марта Наталья Семак получила повестку о вызове на допрос 17 марта. Нюанс дела состоит в том, что Семак была заявлена свидетельницей в процессе Теряевой. Наталья Викторовна Семак – вдова погибшего 6 января 1996 года при исполнении обязанностей военной службы младшего сержанта в/ч 54262 Алексея Семака. После гибели мужа одна вырастила пятерых дочерей (старшей девочке на момент гибели отца было 12 лет, младшей – 2 года). Сама Наталья Викторовна долгое время (с 2000 года, когда дети подросли) служила в той же мотострелковой дивизии, в которой проходил службу ее муж (в данный момент вдова погибшего уже два года как на пенсии по выслуге лет). Суть заявления военкомата, на основании которого было возбуждено уголовное дело – получение вдовой военнослужащего пенсии по утере кормильца было «мошенничеством в крупном размере».
Следователь-криминалист ВСО СК РФ по Нижегородскому гарнизону капитан юстиции Дружинин М. постановил возбудить в отношении Семак уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Статья «мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере» предусматривает до шести лет лишения свободы.
Обращение вдовы-военнослужащей за пенсией по случаю потери кормильца называлось в постановлении «реализацией преступного умысла, вызванного корыстной заинтересованностью»: «В ноябре 2011 года у Семак Н. В. возник преступный умысел на противоправное хищение бюджетных средств, выплачиваемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» в качестве пенсии по случаю потери кормильца».
Возбуждение уголовного дела, в котором получение пенсии квалифицируется как хищение бюджетных средств, – это исключительный следственный прецедент, поясняют юристы фонда. «Кто действительно зря тратит бюджетные средства – так это сам военкомат, злоупотребляя правом и инициируя заведомо проигрышные дела. Бессмысленная трата времени и ресурсов следователей, прокуроров, суда, происходящая по вине военкомата, оплачивается из бюджета РФ... Требования же Нижегородского областного военкомата к вдовам о возвращении выплаченных сумм пенсий не только незаконны, но – по нашему мнению – циничны и аморальны», – прокомментировали это уголовное дело сотрудники фонда.
После допроса 17 марта юристы выяснили, что действительно поводом для возбуждения уголовного дела стало заявление Нижегородского облвоенкомата, по которому была проведена прокурорская проверка.
«Не чувствуя себя в силах выиграть дело нижегородских вдов (Теряевой, Семак, и пр.), в честном судебном процессе, военкомат решил пойти другим путем – напугать несчастных женщин, за которых некому (как казалось военкоматовским) вступиться (мужья-ветераны погибли на войне!) уголовным преследованием… Чтобы вдовы за свои законные пенсии по случаю потери кормильца даже и не пытались бороться» – заметили правозащитники.
В ответ на возбуждение уголовного дела в отношении вдовы Семак, юристы фонда пообещали обжаловать возбуждение дела как незаконное. Кроме того, юристы подали гражданский иск от имени вдовы Семак к Нижегородскому облвоенкомату, а также подали встречный иск к военкомату от имени вдовы Теряевой.
Нижний Новгород, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»