AMP18+

Общество

/

Минюст ужесточает правила для НКО: зоопарки и хосписы могут стать иноагентами За время политического кризиса финансирование НКО из-за рубежа выросло в 20 раз

В Общественной палате идет борьба вокруг предвыборных поправок Минюста к закону о НКО. Госорганы обнаружили, что несмотря на ограничения для «политических» организаций в виде закона об иностранных агентах, за четыре года финансирование НКО из-за рубежа выросло в 20 раз: с 4 до 80 миллиардов рублей. Основной рост начался вместе с внешнеполитическим кризисом 2014 года. Новые поправки Минюста предполагают конкретизацию понятия «политическая деятельность». И расширение определения «иностранное финансирование». Правозащитники утверждают, что с новыми поправками санкции будут возможны даже за один доллар, полученный из союзной Белоруссии, в том числе в виде благотворительного взноса.

В Общественной палате объявлено о проведении «нулевых чтений» новых поправок Минюста. Правозащитники и представители НКО получат возможность оспорить формулировки законопроекта, который перед выборами может сильно осложнить существования некоммерческих организаций в РФ. О проведении мероприятия договорились глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов, сообщают «Известия».

В 2012 году был принят ФЗ «Об иностранных агентах», который был призван отрезать «политические» НКО от зарубежного финансирования. Спустя четыре года госорганы убедились: закон не просто не сработал: за это время иностранное финансирование российских некоммерческих организаций выросло в 20 раз. В 2011 году, до принятия ограничительных мер, общественные проекты финансировались из-за границы примерно на 4 миллиарда рублей. В кризис 2014 года финансирование увеличилось до 70 миллиардов. Эти средства были распределены между 4106 НКО. В 2015 году общий объем зарубежного финансирования общественных программ в России вырос еще на 10 миллиардов, достигнув 80 млрд. рублей, подсчитали в Минюсте. «Это только официальная часть. Мы здесь не берем «Яндекс-кошельки», просто чемоданы с деньгами», – дополнил цифры секретарь ОП РФ Александр Бречалов в интервью ТАСС.

Бречалов объявил, что увеличение финансирования подстегивалось внешнеполитическим кризисом 2014 года, а теперь деньги направляются в основном на предвыборную работу. При этом если до 2011 года основное финансирование получали московские программы и организации, то сейчас зарубежные спонсоры делают ставку на региональные организации. «Достаточно большое финансирование идет на кампании, цель которых не мандат Госдумы, он им 100 лет как не брякнулся. Их цель – наделать шума либо после выборов, либо в их процессе. Есть регионы, где этой проблемой власти очень плотно занимаются. Могу назвать Татарстан и Башкортостан. А есть территории, где за этой ситуацией не следят», – объявил Бречалов.

«Оценив протестный потенциал российской столицы во время митингов 2011-2012 годов, американские стратеги направили свои усилия в регионы, многие из которых представляют собой благодатную почву для деятельности антироссийских организаций. Иногда это происходит в силу низкого уровня политической компетенции региональных властей, не способных трезво оценить характер действующих в субъекте некоммерческих организаций, а порой и благодаря прямому содействию местной политической элиты», – отмечает «Русская планета».

Ранее Бречалов как член ОП и член ОНФ предлагал ужесточить законодательство в отношении НКО-иноагентов в интересах государства, комментируя думскую инициативу по запрету представителям таких организаций выступать в качестве наблюдателей на выборах и выдвигаться в общественные наблюдательные комиссии.

Поправки Минюста, которые отданы на обсуждение членам ОП и СПЧ, учитывают провал госпрограммы по отрезанию НКО от зарубежного влияния. Они значительно расширяют понятия политической деятельности, включив в нее даже социологические исследования. И расширяют трактовку термина «иностранное финансирование».

По инициативе Минюста политической деятельностью будут считаться критика госорганов, проведение социсследований и защита прав человека и гражданина. К сферам, в которых может осуществляться политическая деятельность, отнесены: «государственное строительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие Российской Федерации, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления». Законопроект относит к политической деятельности функционирование органов госвласти и местного самоуправления, вопросы прав и свобод человека и гражданина и оценки решений госорганов; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и оглашения результатов опросов общественного мнения и других социсследований, вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в перечисленные виды деятельности и финансирование указанной деятельности.

«С точки зрения Вашингтона финансирование социальных проектов – в сфере здравоохранения, образования, культуры, самоуправления, экологии, материнства и детства и так далее и тому подобное – приносит столь же эффективный результат, что и финансирование политических проектов – партий, наблюдателей на выборах», – считает член ОП и высшего совета «Единой России» Вероника Крашенинникова, которую цитирует «Русская планета».

По словам другого члена ОП, директора Агентства социальной информации Елены Тополевой-Солдуновой, изначально понятие политической деятельности НКО действительно было довольно размыто и эксперты отмечали необходимость его конкретизировать. Но когда Минюст попытался его уточнить, представители некоммерческого сектора увидели, что согласно новым формулировкам почти все они занимаются политической деятельностью и, соответственно, могут быть причислены к «иностранным агентам».

«Для того чтобы быть причисленным к «иностранным агентам» нужно, во-первых, получать иностранное финансирование, причем не важно, в каком объеме, а во-вторых, заниматься политической деятельностью. собенно всполошились благотворительные организации. Их в первую очередь волнует система сбора частных пожертвований. Сегодня они могут собирать средства в том числе через SMS и банковские терминалы. Разумеется, невозможно отследить, откуда приходят эти деньги, и тем более поставить некий фильтр, который не будет пропускать иностранные пожертвования в адрес организации», – заметила Тополева-Солдунова в комментариях «Известиям».

По ее словам, согласно предлагаемым Минюстом поправкам в законопроект об НКО, иностранным финансированием считается даже пожертвование в $1 из Белоруссии.

Члены ОП отмечают, что в политической деятельности тем или иным образом участвуют руководители и сотрудники крупных благотворительных фондов. К примеру, когда они состоят в общественных советах при органах государственной власти и обсуждают государственную политику в своей сфере, предлагая решения для ее улучшения. Примером такой деятельности является работа организаций, которые занимаются медицинской и паллиативной помощью неизлечимо больным пациентам: «Люди, занимающиеся проблемой обезболивания и паллиативной помощи, утверждают, что сколько ни собирай пожертвования, этого будет недостаточно без изменений законодательства в этой сфере. В частности, без увеличения доступа к определенным препаратам». В контексте новых правил, предложенных Минюстом, эта деятельность классифицируется, как политическая и будет значительно ограничена.

Зампред СПЧ Евгений Бобров добавил, что поправки Минюста подводят под статус «иностранный агент» все благотворительные фонды «Газпрома» и многие другие компании с госучастием, поскольку все они получают какие-то средства из-за рубежа: «После предлагаемого Минюстом уточнения критериев и форм деятельности даже экологические, зоологические, культуроведческие и музейные организации, которые по закону не должны входить в этот список, могут в него попасть. Если в таком виде они будут приняты, вреда будет больше, чем пользы». По его мнению, наиболее логично, если политической деятельностью в этом законе будет считаться только борьба за власть, осуществляемая на иностранные деньги.

Москва ,Апрель 05, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Цензура,