Президент Абхазии вмешался в церковный раскол Войны 1992 и 2008 годов вызвали раскол абхазских епархий с Москвой, Тбилиси и между собой
Президент Абхазии Рауль Хаджимба попросил непризнанную Абхазскую православную церковь помириться с Москвой и не допустить религиозного раскола в абхазском обществе. «Мы ни в коем случае не должны допустить столкновения наших граждан на религиозной почве – это очень опасно и может заложить основы нестабильности на долгое время. Поэтому как бы ни были трудны переговоры и встречи, их необходимо продолжать» – приводит выступление Хаджимбы официальный сайт президента Абхазии.
Отметим, что религиозная ситуация в Абхазии напоминает жизнь в эпоху ересей и церковных смут середины первого тысячелетия нашей эры. В стране одновременно действуют три разновидности православных церквей. Влиятельна московская РПЦ, есть Абхазская православная церковь и Независимая Абхазская церковь. Две последние соперничают между собой и с Москвой.
Президент Хаджимба предложил двум независимым церковным организациям объединиться, но через подчинение. Заодно Хаджимба передал одной их конкурирующих структур монастырь святого апостола Симона Кананита и храмы, находящиеся на территории монастыря и города Новый Афон.
Абхазский церковный раскол начался во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. Абхазские церкви были частью Грузинского патриархата. Но в результате боевых действий грузинские священники покинули Абхазию, а местные церковные деятели создали Абхазскую православную церковь. Ее священнослужители учились в российских семинариях, в российских приходах получали сан, и не раз просили РПЦ МП взять под свое попечение верующих республики и рукоположить абхазского епископа. Но в Москве уже больше 20 лет отказываются признать независимость абхазской церкви от Грузинского патриархата.
В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами – Сухумской и Пицундской и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Но снова получил отказ.
Позиция Москвы не могла не вызвать протестов среди абхазских священников и в 2011 году в республике появилась еще одна митрополия – с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена «независимая Абхазская церковь». Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей «юрисдикции» не в Москве или Тбилиси, а у Константинопольского патриархата. В Москве отреагировали крайне нервно – епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольничество запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея.
Руководство республики поддержало ту из церквей, которая решила не рвать отношения с Москвой, потому церковные владения, где заправляли новые раскольники архимандрит Дорофей и иеромонах Андрей (то есть объекты Нового Афона) были переданы «умеренным» – Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ.
Сухум, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»