«Оптимизатор», «рационалист», «охотник»: как россияне экономят (ИНФОГРАФИКА) Социологи выявили несколько основных «антикризисных стратегий»
Более 70% россиян заявили, что за прошедший год им пришлось экономить на самых ходовых товарах – еде, одежде, непродовольственных товарах первой необходимости, косметике, алкоголе. При этом стратегии экономии разнятся в разных гендерных, возрастных и доходных группах. Наиболее популярными ответами на вопрос о способах экономии оказались переход на более дешевые марки и продукты (31%), составление списка покупок и жесткое следование ему (29%), а также посещение дискаунтеров (28%) и покупка товаров со скидками (26%). Исследование стратегии и тактики экономии провел в марте холдинг Ромир.
Стратегии экономии во время кризиса. Допускалось несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превосходит 100%.
Условно все полученные ответы были разделены на четыре большие группы. Так называемые «оптимизаторы» заявили, что им пришлось отказаться от дорогих видов продуктов (21%). И сейчас они стараются покупать более дешевые марки (31%). Причем такая стратегия экономии более свойственна мужчинам, нежели женщинам. О покупке более дешевых марок чаще говорили россияне старше 45 лет. Также подобная стратегия экономии более распространена среди жителей средних и крупных городов.
Следующая большая группа – «рационалисты». Их подход к экономии выражается, в первую очередь, в том, чтобы составлять списки продуктов перед походом в магазин и строго следовать плану покупок (29%). Также 24% респондентов заявили, что стараются покупать только те продукты и в тех количествах, которые действительно смогут употребить.
Рациональный подход к экономии, согласно результатам опроса, более свойственен женщинам. О составлении списка покупок значительно чаще заявляли россияне с высоким доходом. При этом жители мегаполисов несколько реже, чем по выборке в целом, говорили о рациональных покупках продуктов, которые реально могут быть употреблены.
В последнее время маркетологи выделяют появление и развитие группы так называемых cherry pickers – людей, которые охотятся за скидками и промо-предложениями, снимая их с прилавка, как вишенку с торта. Так, согласно данным панели домохозяйств Romir Scan Panel, в первом квартале текущего года доля почитателей скидок, промо-товары в корзине которых занимают более половины, составила 19% от всех российских покупателей. Еще во второй половине прошлого года доля cherry pickers равнялась 16%.
«Охота за скидками» набирает обороты и привлекает в свои ряды все большее количество российских потребителей. Действительно, по результатам опроса 28% респондентов признались, что они сознательно выбирают магазины со специальными акциями и скидками. И 26% заявили, что всегда ищут промо и скидки на привычные товары.
Среди любителей скидок несколько выше доля женщин, россиян в возрасте 35-44 лет. Стараются покупать товары со скидками и по промо ценам чаще россияне с низким доходом, жители средних городов страны с населением 100-500 тысяч человек. Также на скидки и промо падкими оказались жители миллионников, где развитая торговая инфраструктура ставит ритейлеров в условия жесткой конкуренции. В борьбе за покупателя эффективным оружием становятся специальные ценовые и продуктовые акции.
Еще одна группа экономящих получила условное название «запасливые». Действительно 16% респондентов открыто признались в том, что запасаются товарами и продуктами впрок. И 22% опрошенных ответили, что стараются реже ходить за покупками, чтобы держать свой бюджет под контролем.
Как показывают данные панели домохозяйств Romir Scan Panel, россияне, которые реже ходят за покупками, каждый раз закупаются в больших объемах, их средний чек растет. Однако факт сокращения частоты походов в магазины в итоге приводит к совокупной экономии. Так, например, во второй половине прошлого года те семьи, которые сократили число походов в магазины, увеличили свой средний чек на 23% за счет более объемной закупки. Однако в итоге общие расходы домохозяйства за месяц уменьшись на 9%.
Популярность такой стратегии экономии выше среди россиян из старших возрастных групп. Реже стараются ходить за покупками россияне со средними доходами, жители крупных городов. Закупают продукты впрок при возможности также среднедоходники и жители малых городов и сельской местности.
Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»