AMP18+

Общество

/

Коллекторы просят доступ к базам Нацгвардии об имеющемся у граждан оружии Юристы: это поможет только совершать противоправные действия против должников

Коллекторы попросили постоянный доступ к базе данных Нацгвардии, чтобы получать информацию об имеющемся у должников оружии. Разумных доводов, зачем «выбивателям долгов» понадобились эти данные в ассоциации коллекторских агентств (НАПКА) дать не смогли. Единственным мотивом таких странных деланий может быть лишь стремление коллекторов обезопасить себя на случай своих же противоправных действий по отношению к должникам.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) просит Федеральную службу судебных приставов (ФССП) предоставить им доступ к информации об имеющемся у заемщиков оружии, сообщает «Интерфакс».

Фактически коллекторы хотят добиться от приставов содействия в том, чтобы получить доступ к данным территориальных ОВД (подконтрольны Министерству внутренних дел), куда ФССП направляет запросы в рамках исполнительного производства.

«Понимаем, что подобная работа не может быть выполнена немедленно, потребует расходов от членов НАПКА на доработку IT-систем и защищенные каналы связи. Готовы к проведению рабочей встречи с участием сотрудников ФССП и представителей НАПКА», – говорится в письме коллекторов приставам, которое цитирует газета «Известия».

Коллекторы мотивируют желание получить данные о гражданах-владельцах оружия тем, что оно представляет собой ценность. «Оружие служит свидетельством наличия у должника ценного имущества: оружие используется для охраны этого имущества и само представляет собой ценное имущество. Взыскателям необходим доступ к информации о косвенных показателях наличия или отсутствия дохода у должника» – заявил директор НАПКА Борис Воронин.

При этом коллекторы не имеют права ни описывать, ни изымать оружие, ни даже открывать сейфы с ним – полномочиями на это по отношению к должникам обладают только сотрудники ФССП. Кроме того, все детали оборота оружия, включая продажу конфискованного инструмента, проводятся через лицензионно-разрешительную систему (ранее МВД, сейчас часть функционала Нацгвардии). То есть технически эти данные для коллекторов бесполезны. Но при этом выбиватели долгов просят не о праве отправлять запросы, с целью узнать, нет ли у гражданина оружия которое можно описать, а о постоянном и не лимитированном доступе к базе АСУ «Оружие». Кроме того в России существует закон о защите персональных данных, по которому коллекторам информация о зарегистрированном оружии не положена. Тем более, что чуть ли не единственный закон, где упоминается что-то похожее на коллекторов – это Уголовный кодекс. Точнее статья 163 УК РФ «Вымогательство».

Старший юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ильина не понимает, зачем давать коллекторам столь мощные рычаги злоупотребления своим положением: «Каким образом работе профвзыскателя могут помочь данные о собственности должника, не являющейся предметом залога и не связанной с возникшей просрочкой по займу? Отчуждать права на имущество должника для погашения образовавшегося долга имеет право только суд, арестовывать такое имущество – только судебные приставы. У коллекторов таких полномочий нет и быть не может».

Юристы считают, что данные об имуществе заемщиков, полученные в ФНС, ГИБДД или МВД, ни коим образом не помогут коллекторам взыскать долг до тех пор, пока они действуют в установленных законом рамках и не совершают в отношении должника или его имущества противоправных действий, направленных на причинение вреда.

Таким образом, единственным разумным основанием подобных просьб коллекторов к госорганам может быть лишь желание обезопасить себя от должников. В том числе в случае собственных противоправных действий по отношению к «клиентам». Это подтверждают и сами представители взыскателей. «Информация о наличии оружия у них очень бы помогла обезопасить сотрудников, работающих в сфере взыскания» – заявил руководитель центра по взысканию с неконтактных клиентов Бинбанка Виктор Уланов.

Напомним, что согласно ст. 37 УК РФ, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Сами коллекторы не раз посягали в разных формах на жизнь должников, зачастую «общественно опасными способами». Этой зимой в Ульяновске «выбиватели» бросили в окно должнику «коктейль Молотова». Бутылка с зажигательной смесью упала на кровать, где спал двухлетний ребенок. В Петербурге коллектор поджег детскую коляску, чтобы напугать должника. В Челябинске выбиватель выстрелил в плечо должнику. В Ростовской области коллектор угрожал взорвать детсад из-за долга одной из сотрудниц.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,