AMP18+

Общество

/

Путч 1991 года: наполовину забытые разборки в руководстве страны Как население спустя четверть века оценивает начало «новой России»

Население РФ почти забыло августовский путч 1991 года. События, которые долгое время считались началом новой, постсоветской России и рубежным явлением, едва ли не самым значительным в конце столетия, теми, кто о них еще помнит, сейчас считаются незначительным эпизодом борьбы за власть в руководстве страны. Такие данные получили социологи «Левада-центра» после личных интервью с респондентами в 48 регионах страны.

Только половина из опрошенных вспомнила, что происходило в стране с 19 по 21 августа 1991 года. Из тех, кто помнит про ГКЧП, треть крайне невысоко оценивают роль этих дней в новейшей истории России. 35% ответили, что это был лишь очередной эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны. Впрочем, спустя три года после путча, в 1994 году, так считали 53% населения. Сменившие точку зрения 18% уже не знают, как лучше оценить эти события, либо перешли в стан сторонников версии о том, что результаты путча стали трагедией для народа и страны. Затруднились с ответом целых 27%, при том, что в 1994 году таких было 13%, а еще год назад – 17%. В последний раз социологи «Левады» наблюдали такие скачки неуверенности между 2000 и 2002 годами, когда число не определившихся с оценкой с 11 процентов увеличилось вдвое до 22 и 21%, а затем вернулось к прежним показателям (в 2003-2004 годах).

Треть населения (30%) сейчас считает ГКЧП «трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны и народа». Это лишь на три процента больше, чем в августе 1994 года (27%). Примечательно, что в предыдущие два года, на фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, активных боевых действий на Донбассе и связанным с этим подъемом консервативно-неосоветских настроений в обществе, августовский путч описали как трагедию 41% опрошенных – рекордное количество за четверть века. Меньше всего население было склонно считать ГКЧП трагедией в 2001-2002 и 2007 годах (25 и 24%). К концу нулевых цифры менялись лишь в большую сторону. А в промежутке между 1994 и 2000 годами максимально негативно эти события население оценивало в посткризисное время, в 1999 году (38%).

Количество либеральных оценок остается примерно на одном (низком) уровне все 25 лет. В 2016 году лишь 8% населения обозначили август 1991 года как победу демократической революции, покончившей с властью КПСС. В 1994 году таких было 7%, год назад – 10%, а максимальную поддержку официальная точка зрения на эти события имела в 2006 и 2013 годах (13%).

Примечательно, что граждане в целом не смогли ответить на вопрос из серии «где ты был в августе девяносто первого?». На пункт опроса «на чьей стороне были ваши симпатии в 1991 году», 30% респондентов ответили, что были слишком малы, чтобы понять, что происходит. 27% ответили, что за три дня не успели разобраться в ситуации, 23% затруднились с ответом. Только 8% признались, что 25 лет назад поддерживали путчистов, и 13% объявили, что были в лагере демократов. Половина опрошенных (50%) не смогли и сейчас оценить действия путчистов. 43% не ответили и на вопрос: «Если бы ГКЧП тогда сумел захватить и удержать власть, вы лично жили бы лучше, хуже, или примерно так же, как сейчас?». Еще 23% посчитали, что в этом случае их жизнь была бы такой же, как сейчас. Лишь 16% решили, что спустя 25 лет жили бы лучше в случае победы консерваторов.

Стабильно около трети респондентов (28-33%) затруднялись с ответами на вопросы о правоте участников конфликта, о целях путчистов и защитников Белого дома. Столько же не смогли определенно ответить на вопрос – двигалась ли страна в правильном направлении все последние 25 лет.

Количество идеалистов среди сторонников и противников ГКЧП не превышает четверти населения. Лишь каждый десятый (11%) отметил, что главным мотивом защитников Белого дома были «ложные идеалы, чуждые советскому человеку и привнесенные с Запада». И лишь 16% заявили, что ГКЧП помешал победить «сопротивление народа». Большинство же считает, что причины провала путча были в плохой организации переворота, что сопровождалось расколом в армии, МВД и КГБ, а также отказом президента СССР Михаила Горбачева поддержать заговорщиков. И большинство считает, что в ряды защитников Белого дома население вели не «происки Запада», а надежды на глубинные реформы в стране и готовность защищать возможность демократического развития России, приправленная идеализмом с надеждой на быстрые перемены.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,