Кабмин советует Мизулиной «существенно доработать» закон о запрете бэби-боксов Правозащитники предлагают альтернативные варианты спасения младенцев
Законопроект сенатора Елены Мизулиной о запрете бэби-боксов нуждается в «существенной доработке». Такой отзыв о документе опубликовало правительство РФ на своем сайте.
Напомним, закон о запрете бэби-боксов, вызвавший бурные дискуссии в обществе, предполагал внесение изменений в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и в КоАП РФ. Предусматривалась административная ответственность юрлиц за организацию бэби-боксов – штраф от 1 до 5 млн. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Правительство РФ в своем отзыве отмечает, что «диспозиция предлагаемой законопроектом статьи КоАП требует уточнения, поскольку ее формулировка допускает расширительное толкование объективной стороны проектируемого состава административного правонарушения». Это может породить противоречивую правоприменительную, в том числе судебную, практику. Кроме того, говорится в отзыве, «размер штрафа для юридических лиц, которыми, как правило, являются бюджетные учреждения (речь идет о больницах – прим. ред.), представляется чрезмерным, поскольку по объему финансовых средств он сопоставим с размером фонда оплаты труда родильного дома средней мощности за один-три месяца». А приостановка деятельности роддома либо больницы может лишить граждан возможности получить медицинскую помощь, а детей-сирот – социальные и образовательные услуги (если бэби-бокс установлен в учреждении для детей-сирот – прим. ред.).
Кабмин особо отмечает, что «в целях предотвращения оставления детей после их рождения необходимо принять комплекс мер в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей, включая поддержку беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Также правительство ссылается на международную Конвенцию о правах ребенка, которая предусматривает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, право знать своих родителей и право на их заботу. Государства-участники конвенции должны обеспечить ее выполнение в соответствии с их национальным законодательством. «Это потребует создания системы правового регулирования, обеспечивающей достижение указанных целей и, соответственно, внесения комплексных изменений в законодательство РФ», – подчеркивается в отзыве.
С учетом всего вышеизложенного правительство делает вывод о необходимости существенной доработки законопроекта.
В интервью «Коммерсанту» председатель общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Мария Мамиконян пояснила, что законопроект Мизулиной «в любом случае говорит о том, что практика бэби-боксов является незаконной». «У нас нет закона о том, что можно анонимно оставлять ребенка, это поощрение легализации торговли детьми – уследить за перемещением этих детей нельзя, это неучтенные младенцы», – уверена Мамиконян. Однако она также считает, что если бюджет медучреждений будет соразмерен с этими штрафами за бэби-боксы – «то это неправильно».
Член Российской ассоциации репродукции человека Константин Свитнев убежден, что запрещать бэби-боксы нельзя: «Если при помощи этих устройств мы спасем жизнь хотя бы одного ребенка, то уже существование этих бэби-боксов будет оправдано». По его данным, первый бэби-бокс появился в Перми в 2011 году.За то время, как они существуют в нашей стране, – всего этих устройств порядка 20, – было спасено как минимум 35 детей. За это же самое время было осуждено около 619 женщин за убийство собственных детей. Свитнев считает, что распространение бэби-боксов помогло бы решить проблему с убийствами матерями нежеланных детей.
Глава региональной общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер, в свою очередь, поддержал инициативу детского правозащитника Анны Кузнецовой, которая на прошлой неделе предложила как альтернативу бэби-боксам анонимные или доверительные роды. В первом случае женщина, которая хочет отказаться от младенца, сможет рожать в безопасных для себя и ребенка условиях и при этом не сообщать медикам свои данные. При доверительных родах мать может оставить свои контакты на случай, если она захочет вернуть малыша.
Это действительно будет эффективнее, чем бэби-боксы, считает Альтшуллер. По его словам, вся история с бэби-боксами – «результат политизации, причем очень некрасивой политизации очень важных болезненных вопросов». В пример Альтшуллер привел Германию, где распространена практика анонимных и доверительных родов. В Германии бэби-боксы не запрещены, но их там нет, «потому что есть другая форма, гораздо более разумная», отметил Альтшуллер. «Бэби-боксы никакой беды не несут, но при этом вопрос о том, чтобы женщины имели возможность отказаться от ребенка без вреда для ребенка бэби-боксы решают на десятую долю процента», – заключил он.
Ранее в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ предлагаемый Мизулиной запрет бэби-боксов оценили как «неумный» и «несвоевременный». Эксперты, занимающиеся проблемами отказов от детей, также заявили, что к подобной системе надо относиться крайне осторожно и продуманно, и если бэби-боксы могут спасти хотя бы «одну-две жизни» – ее необходимо сохранить.
Отметим, что в 2011 году, еще будучи депутатом Госдумы, Мизулина выступала как раз за бэби-боксы и даже вносила на рассмотрение нижней палаты закон об их легализации. Но закон был оставлен без рассмотрения.
В этом году Госдуму был внесен и законопроект, наделяющий бэби-боксы государственным статусом и дающий регионам полномочия по обеспечению их функционирования. Авторы закона – члены Совета Федерации Вадим Тюльпанов, Лилия Гумерова и Елена Афанасьева, в разработке также принял участие статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин. По их мнению, «окна жизни», где можно анонимно оставить нежеланного младенца, спасают не только детей, но и матерей от уголовной ответственности.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»