Правительство одобрило закон о запрете нелепых имен для детей Только непонятно, кто будет определять степень «нелепости»
Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект, запрещающий давать детям странные и нелепые имена. Правительственные эксперты отдельно уточнили важную юридическую тонкость: само имя не регистрируется, а записывается, а государственной регистрации подлежит рождение ребенка.
Закон уже поступил в Госдуму, где комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал принять документ в первом чтении. Его автор – сенатор Валентина Петренко – предлагает прописать в Гражданском и Семейном кодексах и законе о записи актов гражданского состояния специальные требования к именам, которые ограничат фантазию родителей. Правда, не вполне понятно, кто будет заниматься определением «странности» имен, что называется, «на местах» – будет ли составлен какой-нибудь список недопустимых имен или каждый раз решение будут принимать «тёти» из местных ЗАГСов на основе собственных представлений о «странности» и «нелепости». Как пишет «Российская газета», закон предполагает, что в именах нельзя будет использовать цифры, знаки препинания и различные символы.
Самый громкий случай был несколько лет назад, когда родители решили назвать сына БОЧ рВФ 260602 (Биологический объект человека рода Ворониных – Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года). Ребенок вот уже 10 лет живет без документов, поскольку ЗАГСы Москвы наотрез отказались регистрировать такое «имя». Есть и такие имена: Виагра, Салат Латук, Лука-Счастье Саммерсет Оушен, Будда-Александр, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Николай-Никита-Нил, Христамрирадос, Дельфин, Ярослав-Лютобор, Апрель, Полина-Полина, Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Алеша-Каприна, Океана, София-Солнышко.
Также многие помнят и случай, когда родители из Перми назвали ребенка Люцифером (в переводе с латыни – «светоносный», в русском варианте – Денница, сын Зари). Еще один Люцифер живет в Ижевске.
В конце августа стало известно, что живущая во Владимирской области семья уроженцев Таджикистана решила переименовать своего 2-летнего сына в Путина. Идею подал дедушка ребенка. Никаких препятствий для такого переименования в российском законодательстве не существует. В Воронеже в начале сентября новоиспеченные родители решили назвать сына Сталиным.
В интервью «Комсомольской правде» Петренко пояснила, что такие имена, как Люцифер, запрещать не будут, но родители должны понимать, что «на ребенке это скажется». По ее словам, цель закона – «защитить право ребенка на нормальную жизнь». На вопрос, надо ли «городить» закон из-за «идиотов» (речь шла о родителях БОЧ рВФ 260602), Петренко ответила, что «даже если есть один случай, то надо эту нишу просто отрегулировать и все».
Адвокат Виктория Дергунова считает, что законопроект положит начало установлению принципа взаимного уважения родителей и детей. «Если родителям нравятся необычные имена, почему они их не берут себе, а присваивают детям?», – спросила она. По ее словам, до 14 лет ребенок фактически бесправен в решении вопросов изменения его имени. Прийти самостоятельно в ЗАГС и переписать свидетельство о рождении он не может. У родителей получается полное и безусловное право придумывать ребенку любые клички, так как именем подчас это трудно назвать.
Запреты на нелепые имена сейчас существуют в ряде стран мира, в том числе в Дании, Исландии, Новой Зеландии. Чаще всего запреты принимают после того, как родители пытаются зарегистрировать странные имена детей (к примеру «автобусная остановка», «пачка сигарет»), либо имена, состоящие всего из одной буквы или даже из символа «звездочка» (*).
В каждом регионе РФ ежегодно составляется статистика самых популярных и самых редких имен, которые регистрируются в органах ЗАГС. Так, в Москве в 2014 году на свет появились Севастополь, Рассвет, Джаз, Сила, Византия и Луна. В Рязанской области некоторые дети получили такие имена, как Царица, Забава, Алмаз, в Новосибирской – Християн, Цезарь, Северин, Весна, Айтач, Эсма-Ханым и Вега.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»