Население пострадало от кризиса, экономит, но не стремится работать Социологи: причину можно найти в политике работодателей и государства
79% населения считает себя пострадавшими от кризиса и 47% – существенно потерявшими в доходах. При этом основными антикризисными стратегиями большей части населения являются экономия, помощь родственников и овощи на даче, выяснили исследователи из Института социологии РАН. Декларируют желание искать дополнительную работу 46%, но на деле совмещают несколько работ лишь 4%, а подрабатывают – 14%. Причины инертности могут быть в особой стратегии российских работодателей и государства. Чтобы не портить статистику по безработице, работодатели вместо сокращений персонала урезают зарплаты, что и становится основной причиной падения доходов. А заодно лишает население мотивации работать больше привычного.
Говоря об ущербе, нанесенном кризисом, россияне, как и полгода, и год назад, чаще всего оценивали его как «существенный, но не катастрофический» – такой ответ дали осенью 2016 года 47%, говорится в резюме исследования общественных настроений, проведенного Институтом социологии РАН. Еще 32% респондентов отметили, что кризис нанес ущерб их благосостоянию, но не очень существенный.
При этом доля максимально негативных оценок влияния кризиса за последние полгода упала в два раза – с 14 до 7%, а доля не пострадавших от кризиса, наоборот, в два раза возросла – с 7 до 14%.
Рост цен и падение реальных доходов россиян привели к тому, что экономия стала широко распространенной стратегией адаптации к новым условиям. И хотя чуть более четверти граждан (27%) отмечает, что они не были вынуждены начать экономить в результате кризиса, для остальных изменение экономических условий все-таки повлекло за собой смену привычных моделей потребления в одной или нескольких сферах. Наиболее частыми способами уменьшить траты оказались покупка одежды и обуви (53% среди всего населения и 72% среди сокративших расходы), продукты питания (43 и 59%) и отдых (43 и 59%). Россияне стали также массово экономить на досуге и на дорогостоящих товарах длительного пользования.
Население РФ продолжает, хотя и в меньшей степени по сравнению с другими статьями расходов, экономить на инвестициях в свой человеческий капитал: 22% всех россиян (и 30% среди начавших экономить хотя бы на чем-то) отмечают, что в результате кризиса вынуждены были меньше покупать лекарств, реже обращаться к медикам и реже проходить медицинское обследование. На образовательных услугах начали экономить 12% всех граждан РФ (и 16% из начавших экономить в принципе).
Практики экономии затронули большинство представителей во всех доходных группах (от двух третей до почти 90%). Однако интенсивность экономии в зависимости от материального положения все же различалась. Те, чей среднедушевой доход в полтора раза и более превосходил медианный доход по региону, экономят, в основном, на покупке одежды и обуви, отдыхе (на турпоездках) и отказываются от покупок дорогих объектов длительного пользования – автомобилей, новых компьютеров, мебели.
Среди тех, чей доход составляет менее половины медианного в конкретном регионе, значительно увеличивается доля экономящих на медицинских услугах, лекарствах, материальной помощи родным и друзьям, образовании и хобби.
Данные исследования свидетельствуют, что вариантов в этой ситуации у населения практически нет. Основной предполагаемой стратегией адаптации в случае дальнейшего ухудшения положения является экономия – половина россиян утверждает, что при необходимости будут придерживаться именно этой стратегии. К половине близка и доля тех, кто собирается искать дополнительные заработки. Все остальные возможные действия для адаптации к нестабильной экономической ситуации набрали менее половины голосов среди населения, отмечают социологи.
Почти половина (46%) декларируют, что в случае ухудшения благосостояния будут искать дополнительный заработок. Но на деле больше чем одну работу имеют всего 4%. А периодически подрабатывают 14% – почти столько же, сколько пополняют бюджет за счет помощи родственников (13%). Зато каждый пятый рассчитывает продержаться за счет того, что его семья выращивает на даче. Доля тех, кто использует подсобное хозяйство в числе основных источников доходов или пропитания увеличилась в два раза по сравнению с 2014 годом.
Фактическое нежелание работать больше и расчет на экономию, помощь родственников и продукты с дачи может объясняться специфическим условиями на российском рынке труда. Кризис этих лет сопровождается весьма низкой безработицей – но при падении реальных доходов населения. Столь странное сочетание вызвано госстратегией на принудительное сдерживание безработицы. В большинстве стран работодатели адаптируются к кризису за счет увольнений, но в России, чтобы не портить статистику, работодатели предпочитают сокращать зарплаты работников. Это приводит к снижению вложений работодателей в человеческий капитал, высокой текучести кадров и значительно демотивирует население работать. Кроме прочего, такая стратегия уменьшает вероятность выхода из кризиса за счет роста производительности труда.
Таким образом, ключевым как декларируемым, так и реально используемым механизмом кризисной адаптации для россиян продолжает выступать экономия на расходах, отмечают исследователи. Эта стратегия уже используется большинством населения, причем наиболее интенсивно – наименее благополучными в материальном плане группами. Часть населения гипотетически готова искать дополнительные источники заработка, но пока не прибегает к таким практикам.
При этом стоит учитывать, что экономия уже затронула подавляющее большинство населения, причем, прежде всего, наименее обеспеченного. Социологи задаются вопросом – насколько возможно дальнейшее сокращение потребления, особенно без заметного ущерба для человеческого капитала населения.
Москва, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»