Фан-зону в Париже «оккупировали» чеченцы и дагестанцы (ФОТО) «У нас важная роль – охрана». Эксклюзивное интервью
Удивительно, но факт – охраной общественного порядка в центральной фан-зоне чемпионата Европы-2016, которая расположилась у подножия Эйфелевой башни в Париже, будут заниматься многочисленные выходцы из Чечни и Дагестана. В начале «нулевых» они бежали от войны на Северном Кавказе, получили во Франции политическое убежище и «растворились» среди местного населения. Как в пятой республике живется российским эмигрантам? Каким трудом они себе зарабатывают на жизнь? Что думают о нынешней политической и экономической ситуации в России? Об этом NDNews.ru рассказал один из французских чеченцев по имени Иса, работающий охранником в фан-зоне.
NDNews.ru: Чем был вызван ваш переезд из России во Францию? Почему выбрали именно Париж?
Иса: Я родился и долгое время жил в Чечне, однако в 2002 году решился на переезд из-за войны на Северном Кавказе. В те годы в Чечне делать было нечего – не было элементарной работы. А в Париж поехал, потому что здесь уже жили мои знакомые. Они помогли мне во многих вопросах.
Как проходила адаптация к новой жизни во Франции?
Я сдался как политический беженец. Прошел стандартную процедуру – собеседование, несколько заявлений и так далее. Получил документы. Когда приехал, кстати, знал всего два-три слова по-французски – «бонжур», «сильвупле». Но спустя несколько лет уже бегло говорил с местными. Друзья помогли с работой. Сначала я трудился нелегально на стройке, потом – в охране, потом снова на стройке. Кроме того, был водителем. Работал как в Париже, так и окрестностях.
Устраивают условия работы и жизни в Париже?
Да, мне все нравится. Хотя сейчас власти намерены изменить трудовое законодательство, из-за чего по стране идут акции протеста. Но я в таких мероприятиях не участвую.
Вы сейчас занимаетесь охраной территории официальной фан-зоны Евро-2016 в Париже. Есть тут еще чеченцы?
Конечно. Нас тут человек 40! И чеченцы, и дагестанцы.
А сколько всего в охране правопорядка задействовано людей?
Около 80…
То есть половина охранников – выходцы из России?
Практически. Помимо чеченцев, дагестанцев тут еще трудятся украинцы, литовцы. Вроде есть кто-то из других стран СНГ. Работаем в две смены – с семи до семи. В преддверии Евро-2016 прошли дополнительный инструктаж. Был серьезный отбор кандидатов. Некоторых не взяли. По каким причинам – не в курсе. Но это были люди из Марселя и других удаленных городов.
У нас важная роль – охрана, но мы будем задействованы только в первичной проверке граждан. Нам не положено оружие. За нами будет стоять полиция. Правоохранители вообще будут скоро везде.
Какое количество болельщиков ожидаете в фан-зоне?
Нам назвали цифру в 120 тысяч человек. Наверное, это за все время чемпионата Европы. В один день наша площадка столько не вместит. Официальное открытие фан-зоны 9 июня. Сейчас идет завершающая стадия подготовки площадки. Готовят и Эйфелеву башню – на ней будут проецировать флаги стран – участников чемпионата. Очень красиво будет.
Не скучаете по России? В Чечне война закончилась, может, пора вернуться?
Мне нравится во Франции, я здесь женился, обзавелся семьей. У меня двойное гражданство, от российского я не отказываюсь. Я иногда езжу на родину, вижу, как меняется страна. Вроде жизнь налаживается, и в политическом и экономическом плане. Хотя нет, у вас же там кризис вроде (смеется)! В общем, пока возвращаться я не хочу. Хотя некоторые мои друзья и знакомые – те, что тоже бежали от войны в начале «нулевых», вернулись в Чечню. Но мне и в Париже хорошо.
Париж, Игнат Бакин
© 2016, РИА «Новый День»