AMP18+

Спорт

/

СКР не нашел в российском спорте никакой «допинговой программы» Зато нашел атлетов, которых главный «борец» с допингом уговаривал принимать допинг

Следственный комитет не нашел доказательств существования в РФ государственной допинговой программы, направленной на повышение показателей спортсменов. Зато ряд спортсменов дали показания о том, что основной «разоблачитель» – экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков – склонял атлетов к употреблению неизвестных препаратов, которые впоследствии были запрещены.

Об итогах расследования рассказал сегодня на пресс-конференции заместитель председателя СКР Илья Лазутов. Он подчеркнул, что следователями не получено никаких доказательств существования и реализации в РФ некоей «государственной допинговой программы», о которой западным СМИ рассказывал Родченков. Представитель СКР добавил, что следствие сейчас «находится в активной фазе», а сроки его окончания будут зависеть от того, насколько быстро СКР получит ответы на запросы по так называемому «докладу Макларена», направленные западным коллегам.

Как сообщает «Интерфакс», Лазутов подчеркнул, что СКР располагает показаниями ряда спортсменов о том, что Родченков, используя служебное положение, склонял их к употреблению допинга, преследуя в первую очередь личную выгоду. И таких фактов, добавил он, «выявляется все больше». Ряд спортсменов дали «прямые показания» о действиях Родченкова, к деятельности которого «по ходу расследования возникает все больше вопросов».

«Речь здесь может пойти не только о выявленных преступлениях, но и об определенных криминальных схемах во главе с Родченковым, – пояснил Лазутов. – Сегодня мы понимаем, что если антидопинговым центром руководил, мягко говоря, нечистый на руку человек, то он вполне мог разработать, создать и возглавить преступную группу. Поэтому мы не вполне представляем, как можно верить показаниям человека, который непосредственно причастен к совершению преступлений данной категории, и признавать их доказательствами».

Как сообщает РИА Новости, среди тех, кого допрашивали в СКР – бывший заместитель министра спорта Юрий Нагорных, его советник, бывшие руководители Российского антидопингового агентства, а также спортсмены и тренеры – всего около 50-ти человек. Также СКР обратился за международной помощью: в США направлен запрос о получении показаний Родченкова, в Канаду – о копии материалов WADA, ставших основой доклада Макдарена, в Швейцарию – о сведениях из корпорации «Берлингер», изготовителя тары для допинг-проб.

Напомним, в середине мая в американской The New York Times появился материал с рассказами ранее сбежавшего в США Родченкова о том, что в России якобы существует «государственная допинговая программа», цель которой – победа на «домашней» Олимпиаде в Сочи. Родченков утверждал, что в подмене допинг-проб российских спортсменов участвовали «переодетые водопроводчиками» агенты ФСБ, а также говорил что «лично смешивал» некие «допинг-коктейли» для спортсменов, в которые входило спиртное. Никаких внятных доказательств своих скандальных откровений Родченков не предоставил.

Однако 18 июля независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства WADA во главе с юристом Ричардом Маклареном представила аналитический доклад о «допинговых махинациях» в российском спорте. Итогом стало отстранение половины российских олимпийцев от Олимпиады в Рио и полное отстранение паралимпийской сборной. Между тем никаких доказательств Макларен также не предоставил, а в ответ на просьбу главы Международного олимпийского комитета (МОК) Томаса Баха о доказательствах ответил, что это «не срочно» и отказался что-либо комментировать. В середине июля швейцарская фирма-производитель контейнеров для допинг-проб выпустила официальное заявление, в котором говорилось, что вскрыть их контейнеры без явных и видимых повреждений невозможно и также попросила Макларена предоставить доказательства того, что ему это удалось. Ответа не последовало.

18 июня СКР возбудил уголовное дело на Родченкова по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Дело было возбуждено по результатам доследственной проверки той самой статьи в The New York Times, а также по поступившим из Генпрокуратуры материалам проверки информации доклада WADA от 9 ноября 2015 года.

По версии следствия, Родченков использовал свои полномочия и нарушил правила WADA, уничтожал допинг-пробы спортсменов, торговал допингом и за деньги обещал спортсменам чистые пробы. В итоге Московскую лаборатории лишили аккредитации WADA.

В 2011 году в отношении Родченкова было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта организованной группой в крупном размере». По версии следствия, в Москве действовала организованная преступная группа по торговле допингом во главе с Родченковым. Всю техническую работу по сбыту запрещённых веществ вела его сестра Марина, в прошлом трёхкратная чемпионка мира по лёгкой атлетике. При этом Родченков, пользуясь своими связями, гарантировал, что у спортсменов, купивших допинг у его семьи, будут чистые пробы. Марина Родченкова была взята с поличным при продаже запрещенных веществ. А Родченков был признан невменяемым: после попытки суицида он оказался на стационарном лечении в психиатрической больнице, а затем прошёл несколько судебно-медицинских экспертиз, результатом которых стал диагноз «шизотипическое расстройство личности, обострившееся из-за стресса». В итоге он из обвиняемого превратился в свидетеля. Его сестра в 2012 году была осуждена за единичный эпизод продажи запрещённых веществ, позднее реальный срок был ей заменен на условный. Сам Родченков и во время расследования, и лечения в психиатрической клинике, и после обвинительного приговора сестре оставался на своем посту в антидопинговой лаборатории.

Одна из главных участниц расследования Юлия Степанова рассказала, что в ходе чемпионата России 2010 года заплатила 30 тыс. рублей Родченкову за сокрытие положительной пробы и это «стандартная такса» Родченкова. Эту сумму она передала другу Родченкова, тренеру Евгению Евсюкову, который в 2007 и 2012 годах был осуждён за сбыт противозаконных анаболиков. После своей скандальной отставки Родченков уехал в США, где внезапно стал «пламенным борцом» с допингом в российском спорте, как и Степанова.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Спорт,