Можно ли остановить милитаризацию космоса?
От того, где политики и военные поставят запятую в заголовке этого материала, зависит будущее человечества как на Земле, так и в космосе. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об пишет политический обозреватель газеты «Известия» Николай Хорунжий.
«Милитаризация космоса может привести к непредсказуемым для мирового сообщества последствиям», – заявил на международной конференции в Мюнхене Владимир Путин. Россия подготовила проект договора о недопущении размещения оружия в космическом пространстве.
Мы занимаем такую позицию не от бедности (не секрет: высокотехнологичные виды оружия – большая роскошь), а просто верим, что на орбиту Земли не нужно выводить то, что убивает. Тем более что там уже достаточно средств, способных причинить вред человечеству.
В середине января китайская ракета средней дальности с кинетической боеголовкой сбила прямым попаданием выработавший свой ресурс китайский же метеорологический спутник, находившийся на 900-километровой орбите.
Это событие привлекло внимание к проблеме милитаризации космоса. Одно из объяснений такого шага Китая – он вызван политикой США, по сути возрождающих гонку вооружений в космосе.
В октябре 2006 года без публикации извещения для населения президентом Бушем была подписана директива «Национальная политика в области космоса», которая дает Америке право «лишать доступа в космос любую страну, враждебную интересам США».
США будут «предпринимать действия, необходимые для защиты своего космического потенциала, отвечать на вмешательство, а также в случае необходимости лишать противников возможности использовать их космический потенциал, враждебный для национальных интересов США», сообщила тогда «Вашингтон пост».
В этой связи министру обороны США предписывается «создать потенциал, разрабатывать планы и их варианты для обеспечения свободы действий в космосе».
В то же время директива не провозглашает намерения вывести оружие на околоземную орбиту. Об этом были проинформированы конгресс, а также зарубежные правительства, в том числе российское.
Это заявление можно скорее отнести к области «космической дипломатии», так как в 2005 году, когда 160 стран-членов ООН проголосовали в поддержку предложения о введении запрета на вывод оружия в космос, единственный голос «против» был подан представителем США.
По мнению американских специалистов, «Национальная политика в области космоса» вызывает в мире подозрения, что США хотят создать, испытать и развернуть космические вооружения.
Эти подозрения усиливает изложенный в директиве отказ Вашингтона от ведения любых формальных переговоров о контроле над вооружениями, которые могут ограничить США в космосе.
В 1958 году США, а через три года и СССР начали испытания ядерного оружия в космосе в интересах противоракетной обороны (ПРО). Из-за серьезного загрязнения окружающей среды испытания были прекращены в 1962 году, а в 1963-м был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний на земле, под водой и в космосе.
В 1967 году был подписан также Договор по космосу, объявлявший его «достоянием всего человечества», не запрещающий в целом военной деятельности в космосе, хотя и налагающий на нее некоторые ограничения. Из-за взаимных подозрений в создании противоспутникового оружия договор подписали США и СССР.
Еще в 1963-1966 годах, практически сразу после открытия космической эры, на полигоне Кваджелейн США развернули противоспутниковый комплекс на базе ракет «Найк-Зевс», обеспечивавших перехват на высотах до 350 км. Одновременно на о. Джонсон в Тихом океане были развернуты пусковые установки ракет с высотой перехвата до 2000 км.
В 1975-м оба эти комплекса были законсервированы. В дальнейшем США перешли к созданию авиационных ракетных противоспутниковых комплексов. В 1984-1986 годах было проведено пять летных испытаний, одно из которых в сентябре 1985-го по перехвату реального космического аппарата.
Такие же комплексы и в это же время разрабатывались и использовались в СССР, который в 1983 году в одностороннем порядке приостановил проведение испытательных запусков спутников-перехватчиков, а в 1993-м снял существовавший комплекс ИС-1 (истребитель спутников) с вооружения.
И все же в 1983 году по инициативе президента Рейгана США дали старт созданию широкомасштабной системы ПРО территории США (Стратегическая оборонная инициатива), или, как ее еще называют, «программе звездных войн», которая, правда, не привела к созданию конкретных образцов американского космического оружия, решающего задачи ПРО. В 2001 году нынешний президент США заявил о новой программе по созданию системы ПРО.
В июне 2002 года Россия и КНР представили на конференции по разоружению в Женеве элементы возможных договоренностей о предотвращении размещения в космосе оружия любого вида, неприменении силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Это предложение было сделано в том же месяце, когда США вышли из договора по ограничению противоракетной обороны, которая предполагает размещение элементов ПРО, в том числе боевых, в космосе.
В 70-е годы американская пресса много писала про зафиксированные факты облучения лазером с территории СССР спутников обнаружения пусков ракет DSP на геостационарной орбите. С тех пор для фиксации фактов различных воздействий на военных спутниках США устанавливаются специальные датчики.
В 1997 году в США был проведен эксперимент по облучению лазером экспериментального спутника, находящегося на высоте 420 км. Испытания показали: энергии небольшого химического лазера вполне достаточно для ослепления оптической аппаратуры спутников съемки Земли.
По данным американского издания Defense News, Китай уже несколько раз облучал американские спутники-шпионы во время их пролета над территорией страны с помощью мощной лазерной наземной установки.
Специалист Минобороны Александр Бобров считает, что для предотвращения гонки вооружений в космосе необходимо сделать упор на запрещение действий и их последствий, а не средств, с помощью которых такие действия могут быть осуществлены.
То есть необходимо запретить действия, которые ведут к уничтожению, поражению, повреждению или нарушению нормального функционирования космических объектов или изменению параметров их орбит. Такой подход позволит уйти от дискуссий и выработки критериев, что такое «космическое оружие».
Пока договора о запрете воздействия на искусственные космические объекты нет, не исключено появление не только спутников-киллеров, но и спутников-охранников, что неминуемо приведет к гонке вооружений в космосе.
Уже появлялись сообщения о том, что китайский научно-исследовательский институт малых спутников (Small Satellite Research Institute) приступил к изучению возможности создания собственной противоспутниковой системы.
В основу проекта положена идея вывода на околоземную орбиту небольших (весом до 1 кг) спутников, которые, как паразиты, должны пристыковываться к спутникам потенциального противника, а имеющийся на них заряд взрывчатки мог бы быть активирован после начала конфликта на Земле.
Правда, сегодня только США могут разработать и запустить спутники малой заметности (есть данные, что эта программа носит наименование Misty).
По меньшей мере, два спутника-невидимки были запущены в 1990 и 1999 годах. Оставаясь не замеченными средствами слежения других стран, они могут воздействовать на любые космические аппараты.
Пока не понятно, что делать со спутниками-шпионами. Ведь они являются средствами национального контроля за соблюдением всеми странами международных договоров, за несанкционированными пусками ракет, объективно усиливают прозрачность военной деятельности.
Не случайно командующий Космическими войсками Владимир Поповкин заметил, что Россия готова к глобальному контролю над космосом.
А среди перспективных направлений развития он назвал создание орбитальной группировки с системой контроля космического пространства нового поколения, в состав которой входили бы 48 спутников. Кроме того, на орбите масса спутников двойного назначения, их дестабилизация может привести к нарушению связи, к авариям на транспорте.
Ситуация с противоспутниковым оружием напоминает ситуацию с ядерным, когда обе стороны осознали бесперспективность неконтролируемой угрозы с обеих сторон. Однако сейчас на орбите – как и в ядерной сфере – появляются все новые и новые игроки, для которых нет «правил космического этикета».
Тем более в оборонной сфере. Так или иначе, политики и военные должны решиться поставить запятую в фразе «Остановить нельзя контролировать» и выбрать путь развития космоса. Россия такой выбор уже сделала.
– «Звездные войны», как известно, уже не фантастика, а реальность. Еще в середине 80-х годов наши американские партнеры провели перехват собственного спутника, – напомнил в Мюнхене Владимир Путин. – Милитаризация космоса может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия, не меньшие, чем начало ядерной эры.
Москва – Вашингтон – Пекин, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».