Разработка двигателей для самолетов пятого поколения приостановлена
Работа над двигателем пятого поколения для боевых самолетов заморожена и возобновится только после того, как Минобороны подпишет соответствующий контракт.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом заявили в НПО «Сатурн», отметив, что им необходима «финансовая и административная поддержка, чтобы создать оборудование в срок». Объемы средств в «Сатурне» уточнить отказались, сославшись на секретность информации.
Не раскрыли в НПО и утвержденных сроков создания двигателя пятого поколения. Участники кооперации подчеркнули лишь, что «без поддержки Минобороны создание перспективного двигателя невозможно, и мы рассчитываем на мудрость государственной политики».
Ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев винит в приостановке реализации государственной программы «бюрократическую волокиту». «Вероятно, это одна из причин недавней отставки главкома ВВС Владимира Михайлова», – предполагает господин Пантелеев.
Работа над двигателем пятого поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) началась в декабре 2006 года. У двигателя пятого поколения 1 кг веса двигателя создает 10 кг тяги.
Температура перед турбинами должна стать стехиометрической – за 2000 градусов по Кельвину. С экономической точки зрения двигатель должен быть дешевле двигателя четвертого цикла. Кроме того, он должен иметь большую бесфорсажную тягу, потому что один из основных критериев самолета пятого поколения – это крейсерский сверхзвуковой полет, и он должен быть неуязвим для ПВО.
Деньги на развитие производства НПО «Сатурн» могло получить и от стратегического инвестора. В конце 2006 года топ-менеджмент предприятия вел переговоры с рядом американских компаний. Позднее двигателестроением заинтересовалась АФК «Система».
Концерн Владимира Евтушенкова взялся за формирование Пермского двигателестроительного центра. АФК купила «Пермские моторы». К ним инвесторы решили присоединить Уфимское моторостроительное производственное объединение и НПО «Сатурн».
По неофициальной информации, заказчиком интеграции двигателестроительных активов выступил Рособоронэкспорт.
Вокруг производственного объединения началась информационная кампания. Гендиректору и крупнейшему акционеру предприятия Юрию Ласточнику пришлось убеждать инвесторов в том, что он не продал свой пакет. «НПО «Сатурн» в отношениях с государством не нуждается в неких посредниках», – говорится в сообщении компании, распространенном в феврале.
Источник газеты «Взгляд» в авиастроении уверяет, что «самолет мы все-таки сделаем – с новым вооружением и двигателем». На условиях анонимности источник заявил, что средства на создание летательного аппарата будут найдены. «Программа создания самолета идет по графику», – подчеркнул он.
Возможность привлечения иностранного стратегического инвестора в капитал НПО «Сатурн» источник рассматривает с иронией: «У двигателя, скорее всего, будет очень узкое применение – для определенного сектора отечественных боевых самолетов. Значит, торговать ими будут российские компании. Инвестор, вкладывая деньги, захочет узнать, когда средства отобьются, и потребует продемонстрировать план продаж. А это невозможно, потому что информация представляет собой гостайну».
Другой источник газеты, знакомый с расстановкой сил в отрасли, уверен, что трудности НПО «Сатурн» не связаны с интригами вокруг двигателестроительных холдингов. «Едва ли Рособоронэкспорт пошел бы на такой шаг. Для давления на «Сатурн» перекрывать финансирование важнейшей государственной программы нецелесообразно», – уверяет источник.
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».