Польские ВВС не рады американским F-16 и думают о МиГ-29
По сообщению газеты Rzeczpospolitа, Польша ведет переговоры с американской компанией Lockheed Martin о создании на территории страны сервисного центра по обслуживанию закупленных в США истребителей F-16С/D новейшей производственной серии Block 52+. По неофициальной информации газеты, центр разместится на базе Второго военного авиазавода (WZL-2) в городе Быдгощ.
Необходимость создания такого предприятия поляки объясняют неоправданно долгими задержками с поставкой запчастей для двух самолетов F-16, сломавшихся во время перелета на польские авиабазы в ноябре прошлого года. Тогда у одного из истребителей вышел из строя бортовой радар, а у второго отказала топливная система.
Правительство Польши направило официальный запрос американским властям с требованием разъяснить причины технических неполадок на новых самолетах. Невнятные объяснения представителей Lockheed, сводившиеся к новизне самолета, польскую сторону не удовлетворили.
Решение о закупке 48 истребителей Lockheed Martin F-16C/D Block 52M+ было принято во время правления президента Квасьневского 27 декабря 2002 года после формального тендера, в котором принимали участие фирмы Dasso Aviacion с самолетом Mirage-2000-5, шведско-английский консорциум BAe/SAAB c истребителем JAS-39 Gripen и собственно Lockheed Martin.
Условия для участников были столь неравными, что руководство французского концерна Dasso расценило как скандальное решение Польши – страны, вступающей в Евросоюз, – закупить для своих ВВС американские самолеты.
«Я нахожу такое решение Варшавы скандальным, – заявил глава концерна Серж Дассо. – Не может быть никакого оправдания выбора в пользу американцев страны, вступающей в ЕС».
Кроме того, F-16 более старая модель истребителя по сравнению с Mirage-2000, который участвовал в тендере, добавил Дассо. Официальная передача первого самолета состоялась 10 ноября 2006 года.
Действительно, первый полет F-16 состоялся еще в 1974 году (Mirage-2000 взлетел в 1982-м), однако самолеты семейства F-16C/D Block 52 далеко не тот легкий истребитель завоевания господства в воздухе, каким был F-16A первых серий. Теперь это многофункциональный боевой самолет, одинаково хорошо приспособленный как для чисто истребительных задач, так и для нанесения ударов по наземным целям.
К тому же бортовой прицельно-навигационный комплекс «американца» далеко превосходит по своим возможностям ПНК Mirage-2000, к тому же французские истребители с индексом «5» представляют собой чисто экспортные самолеты с ограниченной функциональностью.
Конкурентом F-16 мог бы стать Gripen, тем более что шведы выставили божеские финансовые условия: передача истребителей в лизинг с последующим выкупом в собственность по остаточной стоимости плюс создание на территории страны сервисного центра совместно с поляками.
В свое время предложение BAe/SAAB приняли чехи, которые уже три года получают и успешно осваивают новую технику: в текущем году первое подразделение на JAS-39 достигло статуса оперативной готовности.
Но решение Варшавы было однозначно политическим: 3,8 млрд. долларов пошли на закупку американской техники. Поставки F-16, получивших в Польше официальное имя Jastrzeb («Ястреб»), начавшиеся в прошлом году, продлятся до 2012 года, причем первое подразделение на этих самолетах достигнет боеготовности не ранее 2010 года.
Кроме того, поляки испытывают сложности с подготовкой летного персонала. Контракт предусматривает обучение в США только 49 пилотов и 183 человек наземной обслуги, причем за обучение каждого летчика придется платить дополнительно 2,4 млн. долларов.
При этом поляки забыли закупить наземные тренажерные комплексы (кстати, предоставляемые шведами в комплекте с JAS-39), сравнимые по стоимости со стоимостью истребителя.
Как выяснилось теперь, польские ВВС испытывают сложности и с техническим обслуживанием закупленных машин. Проблему мог бы решить национальный сервисный центр, переговоры о создании которого, по сообщениям Rzeczpospolitа, начнутся в сентябре.
Однако подход к созданию предприятия у поляков и американцев различный. WZL-2 – это большой и довольно современный авиаремонтный завод, где в свое время выпускались даже небольшие реактивные учебно-тренировочные самолеты TS-11 Iskra польской конструкции.
Естественно, Варшава заинтересована в наиболее полном использовании производственных мощностей предприятия. В идеале поляки хотели бы развернуть у себя производство отдельных узлов и деталей для F-16, как в Голландии.
Между тем, источник газеты «Взгляд» в аэрокосмической отрасли сообщает, что концерн Lockheed Martin абсолютно не заинтересован в передаче Польше каких-либо технологий, связанных с производством самолета. Американцы соглашаются лишь на создание склада запасных частей для польских машин. Если наш источник прав, то переговоры зашли в тупик, еще не начавшись.
Вероятно, по этой причине МО Польши на прошедшем МАКС-2007 заключило с РСК «МиГ» контракт на продление срока службы и модернизацию стоящих на вооружении ВВС страны истребителей МиГ-29 (на фото).
По сообщениям польских источников, учебные поединки между F-16 и МиГ-29 закончились вничью, притом что F-16 выпуска 2006 года принадлежат к новейшим модификациям, а МиГи выпуска середины 80-х годов представляют самые ранние производственные серии, так называемое изделие 9-13. По идее надо сравнивать старую версию МиГ-29 с F-16A, чтобы сравнение было корректным.
Кроме того, один из польских летчиков, участвовавших в учениях, признавая очевидные достоинства «американца» – кабину с великолепным обзором во всех направлениях, возможность применения оружия без отрыва рук от органов управления полетом, пишет на форуме:
«МиГ-29 имеет большое преимущество над F-16 в маневренном бою, поскольку для пуска ракет ему не требуется заходить в хвост самолету противника. Достаточно, чтобы самолет противника находился 60° вправо или влево от оси самолета. F-16 может атаковать цели с отклонением 30° от оси самолета. Проще говоря, пилоту F-16 в маневренном бою для атаки самолета противника необходимо зайти ему точно в хвост».
Основная претензия польских пилотов к российскому самолету – это дымный хвост выхлопа, возникающий при включении предфорсажных режимов двигателей РД-33, который демаскирует самолет в воздушном бою. Между тем, представленные на последнем авиасалоне самолеты этой марки дымят не больше (а то и меньше), чем западные аналоги.
Варшава, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».