Космонавты вернулись с предельными перегрузками
Серьезно поволноваться пришлось в воскресенье всем, кто отвечал за посадку спускаемого аппарата корабля «Союз» с экипажем 15-й экспедиции (Федор Юрчихин и 100-й российский космонавт Олег Котов) и первым космонавтом Малайзии – Шейхом Музафаром Шукором. Посадка проходила по спасательному, аварийному варианту – по баллистической траектории. Сам модуль «промахнулся» на 50-70 километров от точки, где его ждали.
Возвращения экипажа ждали много гостей, включая родственников космонавтов и вице-премьера Малайзии с министром обороны Мохаммадом Наджиб Абдул Разаком. После того, как на высоте около 140 километров над Средиземным морем произошло отделение спускаемого аппарата и он, войдя в атмосферу Земли, начал снижение, был задействован резервный вариант посадки по так называемой баллистической траектории. Со спускаемым аппаратом пропала связь. Тут же, как отмечает «Российская газета», рядом с родственниками и министрами появился один из самых опытных российских космонавтов Сергей Крикалев, – чтобы успокоить.
По словам главного баллистика ЦУП, член-корреспондента РАН Николая Иванова, перегрузки при посадке составили около 8 единиц вместо обычных четырех. Восьмикратную перегрузку космонавты испытывают довольно легко. Так, подобную перегрузку перенес экипаж МКС-6 в мае 2003 года, когда корабль «Союз ТМА-1» «свалился» на баллистический спуск и не долетел до заданного района посадки почти 500 км, приводит слова Иванова GZT.ru. Все космонавты оказались здоровы.
Федеральное космическое агентство изучает причины, по которым посадка спускаемого аппарата с Международной космической станции пошла по запасному варианту с применением так называемого баллистического спуска.
По предварительной версии, когда капсула спускаемого аппарата вошла в плотные слои атмосферы, сработали датчики, которые зафиксировали отказ одной из систем управления. В результате бортовой компьютер сам перевел аппарат на баллистический спуск. Добавило это хлопот и поисково-спасательной группе – спускаемый аппарат отклонился от первоначальной точки приземления на 50-70 км. Однако спасатели сработали четко – быстро нашли аппарат (он завалился набок) и эвакуировали космонавтов. Вернувшиеся с орбиты чувствовали себя нормально. У одного пульс был 72 удара в минуту, у двух других – 80-90 ударов, пишет «Московский комсомолец».
Глава Роскосмоса Анатолий Перминов пообещал разобраться в причинах нештатной ситуации: «Если это вопрос техники, то мы рассмотрим его на технической комиссии, если – в людях, то в другом месте», – цитирует Перминова «РГ».
Российские космонавты Юрчихин и Котов провели на орбите 197 суток. За это время они провели несколько десятков научных экспериментов, приняли американские шаттлы «Атлантис» и «Эндевор», а также два российских грузовых корабля «Прогресс М-60» и «Прогресс М-61». Юрчихин также совершил выход в открытый космос. Малазиец Шукор прибыл на МКС на российском корабле «Союз ТМА-11» 12 октября вместе с астронавтом НАСА Пегги Уитсон и российским космонавтом Юрием Маленченко. На орбите он провел три европейских и 10 малайзийских экспериментов.
Москва, Октябрь 22,, Алексей Усов
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».