«Серебряный стрелец»: Русскую поэзию спасет интернет
В суровых 90-х многим казалось: русская культура не сможет выжить. Это казалось очевидным. Но мрачные пророчества не сбылись. Мировая паутина стала средой обитания и местом общения для русских поэтов, как живущих в России, так и разбросанных (теми же 90-ми) по всему свету.
Поэтическое сообщество становится «сетевым», что вовсе не обязательно влечет снижение качества поэзии, но дает новые возможности. Об этом рассказал в интервью РИА «Новый Регион» живущий в США русский поэт, учредитель литературной премии «Серебряный стрелец» Анатолий Берлин.
Н.Р.: Как возник замысел проведения конкурса «Серебряный стрелец»?
А.Б.: В 1999 году на праздновании 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, открывая праздничный вечер в Российском консульстве в Вашингтоне, замечательный русский актёр Сергей Юрский сказал такую фразу: «Русская культура, основателем которой явился Александр Сергеевич Пушкин, просуществовала 200 лет»... Позже, уже в кулуарах, мне, ужаснувшемуся от такого пессимистического прогноза, он пояснил: «Всё это уже никому не нужно и уйдёт вместе с нами».
Да, времена были тяжёлыми для невостребованных носителей культуры, но, к счастью, этому предсказанию не суждено было сбыться. Не перевелись поэты на Руси! И дело не в том, каков почтовый адрес поэта...
Проводимый нами конкурс, вернее его состав, уровень представленной поэзии, является ярким подтверждением этому. Век технологий, позволяющих мгновенное общение людей всей планеты, во многом способствовал «выживанию» всей мировой культуры и русской поэзии в частности.
Нашему Литературно-музыкальному салону, в течение многих лет являющемуся своеобразной сценой, с которой лучшие представители российской культуры общаются со своей зарубежной русскоязычной аудиторией, представилось органичным внести посильный вклад в продвижение и поощрение поэтического мастерства. К этому времени оформилась идея сайта «Серебряный стрелец», ставшего «лицом» конкурса и его информационным обеспечением.
Мы уверены, что этот ежегодный международный поэтический конкурс, с самого начала достойно себя зарекомендовавший, станет одним из форпостов современной русскоязычной поэзии.
Как и в случае многих других конкурсов, подведение итогов всегда будет приурочено ко дню рождения Александра Пушкина. Это будет подарком и для меня – мне посчастливилось родиться в один день с Поэтом. Правда, на 140 лет позже!
Н.Р.: Состав судей имеет внушительную географию: Америка, Израиль, Узбекистан, Россия, Украина… Вы – судья, представляющий Америку?
А.Б.: Нет, я не представляю Америку в качестве судьи, и причин тому несколько. Во-первых, будучи спонсором этого конкурса, я хочу избежать ненужных кривотолков и домыслов типа: "...тот и заказывает музыку». Во-вторых, если честно, я не завидую судейской коллегии. Помимо колоссального труда, эмоционального напряжения и затрат времени, судейство всегда омрачено фактом «неоднозначности».
В спорте, скажем, тот из бегунов, который первым рвёт грудью финишную ленточку, выигрывает забег.
В поэзии все гораздо субъективней… Сравнивать работы, относящиеся к разным жанрам, практически невозможно. Тут неизбежно влияние психологического «портрета» судьи. Как сопоставить, допустим, пейзажную лирику с гражданской, или с философическими стихами на библейскую тему? Как сравнить стихотворение, написанное «есенинской строкой», с талантливым модернистским творением? Легко «жюрить», если какой-либо один автор оказался единственно сильным, а остальные – откровенно слабыми.
В нашем конкурсе, как Вы можете убедиться сами, состав участников очень сильный, и выставить оценки, избежав претензий и обид, практически не представляется возможным.
О судействе поэтического творчества можно писать трактаты. Судьи, как и поэты, разнятся по философскому и эстетическому восприятию, мироощущению, по возрасту, в конце концов...
Повторюсь: не будучи членом жюри данного конкурса, тем не менее, воспользуюсь случаем, чтобы вкратце привести некоторые из своих собственных соображений на эту волнующую тему.
Помимо достаточно стандартных критериев оценки стихотворных произведений, включая эмоциональную сторону, о которой хотелось бы поговорить особо, задумайтесь над следующей гипотетической, но не решённой реальной основы (впрочем, достаточно исключительной) ситуацией. Два автора представили на конкурс прекрасные работы, настолько совершенные, что трудно отдать предпочтение кому-либо одному из них, и мнения жюри о победителе конкурса разделились. Один из поэтов – филолог, маститый профессиональный литератор, второй (вторая) – сельская девушка восемнадцати лет, чьё формальное литературное образование ограничено объёмом средней школы. Кому из них вы бы присудили первое место?
Мой ответ: девушке восемнадцати лет... И вот мои резоны: стихи первого автора – это что-то достаточно очевидное, ожидаемое. Будучи профессионалом, он, вероятно, написал их легко и быстро.
Для девушки, не «обременённой» серьёзным литературным багажом и жизненным опытом, это прорыв, вызывающий всеобщее изумление. Это озарение, и энергетика её поэзии неизмеримо выше оной, созданной первым автором.
Но мой аргумент для судей ничего не значит. Если такое «чудо» случится, и два автора наберут одинаковое количество очков – то премию придётся поделить пополам. Математика, ничего не поделаешь... Но можете сами подсчитать – это маловероятно.
Н.Р.: Почему судьи – анонимны? Многих это смущает.
А.Б.: Литературный мир тесен. Так или иначе, авторы и судьи знакомы друг с другом, и хочется оградить судей от какого-либо давления и чувства неловкости. Провести же конкурс «под девизом», не называя имён авторов, не представляется возможным, так как при сегодняшних информационных возможностях это практически исключено, в особенности, если учесть объём представляемых работ.
Собственно, по подведении итогов, обеспечивается прозрачность как жюри, так и результатов их судейства – «чёрных» и «белых» шаров... Посоветовавшись и с судьями, и с оргкомитетом конкурса, мы решили, что судейские протоколы будут опубликованы без указания имён судей. Сделано это во избежание ненужных пререканий и неприязни к судьям, однако за каждым судьёй сохраняется право обнародовать своё имя.
В то же время, каждый судья, ориентируясь на страну, сможет убедиться в аутентичности проставленных им оценок.
Н.Р.: По условиям конкурса рукописи, представляемые конкурсантами, должны содержать от 200 до 1000 строк. Это немало, целый сборник, можно сказать. Чем объясняется такое жёсткое требование к подаче конкурсных материалов?
А.Б: Мы проводим не конкурс отдельных стихотворений, а конкурс авторов – ещё одна причина, почему конкурс не анонимный. Мы даже рекомендуем авторам выставлять работы под своими именами (или литературными псевдонимами), а не под «никами».
Мы помогаем получить признание, известность, или «озвучиваем» уже сложившихся авторов, и стараемся подавать подборки их работ, можно сказать, как «пасхальное яичко».
Н.Р.: Начисление баллов при оценивании конкурсных работ чем-то похоже на спортивное судейство. С чем это связано?
А.Б.: Со стремлением к максимальной объективности. Ни один судья не может «подсуживать» в таких условиях. Каким будет результат конкурса, не знает никто.
Н.Р.: Конкурсантов в этом году немного. Каковы Ваши впечатления об авторах-участниках?
А.Б.: Набор авторов меня приятно удивил. Они все такие разные, такие яркие, запоминающиеся! Когда я читаю материалы сайта, получаю истинное наслаждение Поэтическим Словом. По первым двадцати авторам уже видно, что планка конкурса поднята на достаточно высокий уровень. Поэтому и поэтическая книга «Серебряный стрелец – 2008» обещает быть весьма и весьма интересной.
Н.Р.: Каким Вы мыслите будущее «Серебряного стрельца»? Это будет ежегодный конкурс?
А.Б.: Мы предполагаем продолжать этот конкурс и надеемся на его долгую жизнь. Однако, авторы, уже опубликованные «Серебряным Стрельцом» в бумажных изданиях, должны будут представлять ещё неопубликованные ранее работы (возможно, не в таком значительном объёме). Новые же авторы должны будут проходить путь своих предшественников – минимум 200 строк.
В следующем году мы несколько изменим формат конкурса. Но это пока – в процессе обдумывания.
Н.Р.: А как Вы решились на то, чтобы конкурс сделать платным? На первый взгляд, это рискованный шаг, ведь многие могут подумать, что это – просто сбор средств...
А.Б.: Организация любого КАЧЕСТВЕННОГО мероприятия требует средств. В нашем случае речь идёт о «профессиональной лиге»! Поддержание сайтом своего реноме и реноме участников, работа с зарегистрированными и незарегистрированными пользователями, идентификация участников во избежание злоупотреблений (клонов, плагиата и т.п.), судейство (пока на общественных началах), да и просто чисто физическая работа, которой предостаточно, – ведь кто-то должен всем этим заниматься!
А редакторы и корректоры, которые привлечены для работы над будущим сборником? Хорошо изданная поэтическая книга – это не только бумага и обложка, это стихи – совершенно разные по уровню, а, порой, и грамотности.
Так что вопрос об оплате не должен вызывать вопросов или недоумения. К тому же каждый участник в итоге – независимо от того, победил он, стал лауреатом или нет – публикуется в печатном издании.
Н.Р.: То есть, это чем-то напоминает принцип «коллективных сборников на средства авторов» – повсеместная практика…
А.Б.: Как раз нет. От коллективных сборников «Серебряный стрелец» отличается по качеству отбора текстов и подаче материалов. По сути, нам удалось избежать совершенно ненужных контактов с «любителями», с теми, для кого поэзия – хобби, а не серьёзное занятие.
А те авторы, которые чувствуют в себе уверенность, но по каким-то причинам не могут оплатить своё участие, имеют возможность обратиться к организаторам конкурса (есть такая заветная кнопочка на сайте «Обратиться к спонсорам»). Многие получили возможность участвовать в конкурсе бесплатно. Правда, многим было отказано...
Преждевременно говорить об этом , наверное, но я уверен, что при таком строгом отборе издание «Серебряный стрелец» вызовет большой интерес у читающей аудитории.
Н.Р.: А если автор, предположим, имеет возможность заплатить за публикацию (и автоматически становится опубликованным), но присылает совершенно ужасные стихи?
А.Б.: Что касается «средних» стихов, то у нас есть поэтические редакторы, которые приведут в порядок тексты и качественно подготовят их к публикации. Кстати, как-то перестали мы задумываться: что такое редактура? А это – титанический труд профессионалов высокого класса и огромное количество затраченного времени! Говорю о профессиональной редактуре, а не о формальном исправлении орфографических ошибок.
К сожалению, редакторская школа после того, как наступила «полная свобода русской литературы», практически ушла в небытие. И качество текстов резко снизилось. Вы думаете, Булгаков, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам обходились без редакторов? Только работа с редактором – это не «критика интернет-собратьев по перу». Не секрет, что на сильного автора слабые авторы порой накидываются с совершенно порой необоснованной «критикой» и буквально «заклёвывают» (последних, как правило, много и они держатся вместе).
Редактор – совершенно другое: здесь работа происходит вдали от недоброго завистливого глаза. Собственно, цель-то не в том, чтобы автору стало хуже, а в том, чтобы стихам стало лучше. Что касается совсем уж «ужасных» – то здесь всё жёстко, вплоть до возврата средств. Но это если редакторы разведут руками…
Н.Р.: На сайте есть такая кнопка «заказать рецензию»…
А.Б.: Не очень активно ею пользуются авторы. А совершенно напрасно… Наши рецензии готовятся людьми, искушёнными в поэзии. Тексты автора тщательно изучаются. Анализ произведений проводится по всевозможным критериям, от художественности до технических приёмов.
В результате автор получает подробный разбор своих произведений с указанием сильных и слабых мест, а также рекомендации по работе со словом. Поверьте на слово – крепкий текст, не вызывающий сомнений в качестве, после рецензии может превратиться в потрясающие стихи. И лишь потому, что, оказывается, в том самом «крепком» тексте либо были незначительные изъяны, либо недостаточная техника исполнения.
Жаль конечно, что мы не можем делать эти рецензии бесплатно. Это огромный труд и за этот труд редакторы и рецензенты должны получать вознаграждение.
Н.Р.: Если можно, пару слов о конкурсе «Футик-врунишка». .
А.Б.: «Футик-врунишка» – конкурс для авторов-детей и для авторов, которые пишут для детей. Участие в нём бесплатное. Двадцать лучших произведений, написанных детьми, войдут в маленькое печатное издание. Согласитесь, стать «напечатанным» автором в детском возрасте – это отличный импульс для дальнейшего творчества.
Ну а что касается победителей из числа взрослых авторов – их работы будут номинированы на «взрослый» конкурс «Серебряный стрелец» – со всеми вытекающими… Остальное можно прочесть на официальном сайте этого детского конкурса.
Справка «НР»: Анатолий Берлин – поэт, прозаик, родившийся в Петербурге, ныне живущий в США. Пишет на русском и английском языках. Член Международного ПЕН-клуба, член Союза писателей «Новый Современник», Мистер «ИнтерЛит 2002», Лауреат Международных поэтических конкурсов, автор сборников стихов и альманахов поэзии, обладатель Диплома Лауреата Первого Международного литературного конкурса «Золотая номинация» за I место в номинации «Поэзия», Диплома «Признание мэтра».
Анатолий Берлин принимает активное участие в сетевых поэтических марафонах и как поэт, и как организатор и член жюри ряда конкурсов. Автор шести поэтических книг (последняя – «Лица в серебре» вышла в Киевском издательстве «Логос» в апреле 2008 года).
Ссылка по теме:
«Серебряный стрелец» ищет русских поэтов >>>
Лос-Анджелес – Киев, Максим Цветов
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».