AMP18+

Технологии

/

ФСБ закупает израильские беспилотники Orbiter Российские системы остались без контракта

Федеральная служба безопасности ведет переговоры с израильской компанией Aeronautics Defense Systems о покупке БПЛА Orbiter для своих нужд на сумму до $3 млн. Аппараты будут использоваться для пограничного контроля. Эксперты удивляются невниманию ведомства к российским аналогам «Элерон-10» или «Иркут-10», которые уже производятся серийно, меж тем, как израильская фирма-производитель обладает сомнительной репутацией в мире, поставляя БПЛА в обход эмбарго ООН участникам гражданских войн в Африке и участникам коррупционных скандалов в Нигерии и Казахстане.

Федеральная служба безопасности намерена закупить у израильской компании Aeronautics Defense Systems как минимум пять легких беспилотных систем Orbiter для контроля российских границ подведомственными спецслужбе пограничниками. О стоимости Orbiter можно судить хотя бы по тому, что три года назад Польша купила шесть таких мини-аппаратов примерно за $3 млн, сообщает «Коммерсант».

Aeronautics – третья по значимости в области беспилотной авиации в Израиле после Israel Aerospace Industries (IAI) и Elbit Systems. Ранее российское Министерство обороны закупило у IAI 12 БПЛА на общую сумму $53 млн. Elbit же с некоторых пор не рассматривается российскими силовиками как возможный поставщик беспилотников, поскольку именно ее аппаратами Hermes 450 была вооружена грузинская армия во время войны в Южной Осетии.

Возможность использования беспилотников для охраны государственной границы изучалась ФСБ с момента передачи ей в 2003 году Федеральной пограничной службы. Однако изначально планировалось использовать исключительно системы российского производства. В июне 2005 года Центр спецтехники ФСБ представил на омской выставке вооружений БПЛА вертолетного типа «Ворон», разработанный в КБ «Искатель» МАИ и используемый для проведения спецопераций в городских условиях. Кроме того, ФСБ имеет опыт использования для воздушной разведки и отечественный БПЛА «Элерон» разработки казанского ЗАО «Эникс». В частности, сообщалось о том, что по результатам применения ФСБ «Элеронов» на Северном Кавказе выдано задание на его дальнейшую доработку как в боевом, так и в разведывательном вариантах.

Кроме того, в интересах ведомства проводились испытания беспилотных комплексов «Дозор» санкт-петербургского ЗАО «Транзас» и «Истра-010» Истринского экспериментально-механического завода. Однако об их серийных закупках не сообщалось. В 2007 году ижевская компания «Беспилотные системы» выиграла ряд конкурсов ФСБ на поставку беспилотных комплексов ZALA (самолетного ZALA 421-04М и вертолетного ZALA 421-06) для подготовки спецопераций и патрулирования границ. В октябре 2009 года два таких комплекса были переданы заказчику.

С именем Aeronautics связано несколько серьезных международных скандалов. В частности, в 2005 году она была уличена в нарушении эмбарго ООН на поставку вооружений и военной техники в Кот-д`Ивуар. В 2006 году президент Нигерии Олусегун Обасанджо отправил в отставку министра транспорта, обвинив его в получении взятки от Aeronautics во время переговоров на поставку в эту страну систем берегового наблюдения с использованием БПЛА Aerostar и Seastar. А в 2009 году казахские власти арестовали гражданина Израиля Бориса Шейнкмана, который представлял в этой стране интересы четырех израильских фирм, в том числе и Aeronautics. Как сообщала израильская газета «Маарив», арест стал результатом расследования казахских спецслужб по проверке законности поставок вооружений из Израиля, которое было начато осенью 2008 года, когда компании Soltam и Aeronautics передали республике партию беспилотников.

Мини-БПЛА самолетного типа Orbiter производства Aeronautics Defense Systems имеет радиус действия до 50 км. Стартовая масса 6,5 кг, размах крыла 2,2 м, длина 1 м. Несет 1,5 кг полезной нагрузки (видеокамеру или иную аппаратуру). Время полета 2-3 часа, предельная высота 5,5 тыс. м, скорость до 140 км/ч. Оснащен бесшумным электрическим двигателем. Управляется одним оператором и может переноситься в рюкзаке, подготовка к запуску с катапульты занимает десять минут, посадка осуществляется с помощью парашюта.

Москва, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, В мире, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Экономика,