Минобороны не откажется от покупки зарубежной техники Но правительство лишит военных доступа к деньгам
Минобороны, несмотря на все «патриотические» заявления нового руководства и «куратора оборонки» вице-премьера Дмитрия Рогозина, не откажется от покупки зарубежной техники. Уже заключенные контракты будут выполнены, изменятся только условия – подвел итог многодневному обсуждению в СМИ этих тем замминистра обороны Юрий Борисов. Ключевое изменение – контроль над деньгами и самими закупками, который будет сейчас не у «Оборонсервиса», а у «Ростехнологий». Кроме того, будут изменены принципы поставки техники: сначала покупается мала партия, проводятся испытания, затем, в случае успеха испытаний, выполнятеся основной контракт. Это коснется покупки бронеавтомобилей Iveco, израильских беспилотников, покупки-строителства «Мистралей» и других «громких» контрактов.
Заключенные Минобороны России контракты по импорту вооружений будут выполнены, приводит газета «Ведомости» пояснения замминистра обороны Юрия Борисова.
Пояснения замминистра потребовались, чтобы прояснить противоречивую информацию, распространявшуюся в последние недели различными СМИ. Например, сначала в газетах появилась информация от чиновников Минобороны о том, что «Мистрали» не будут строиться в России, будут куплены лишь два вертолетоносца французской постройки. Затем в «Объединенной судостроительной корпорации» опровергли эту информацию. Столь же неоднозначные сведения курсировали по страницам СМИ и «военных» блогов относительно других запланированных «командой Сердюкова» покупок. Популистские заявления вице-премьера Рогозина и представителей «Оборонсервиса» не добавляли ясности.
Наконец, компромиссная точка зрения была сформулирована и озвучена: все заключенные импортные контракты остаются в силе и только финансовые потоки от них перенаправляются в новые руки – от «Оборонсервиса» к «Ростехнологиям». «Это неудивительно, поскольку при всем энтузиазме экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и экс-начальника Генштаба Николая Макарова по поводу военного импорта, основные решения по контрактам фактически принимались в Кремле» – прокомментировал этот момент «Ведомостям» редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.
В остальном в процессе оснащения ВС РФ импортной техникой появятся два новых момента: сравнительные испытания пробных партий с участием российских аналогов и, по возможности, повышение уровня «локализации» техники. С передачей контрактов на локализацию от «Оборонсервиса» на предприятия «Ростехнологий».
По покупке и строительству «Мистралей» уточнение внес Дмитрий Рогозин: контракт на первые два вертолетоносца будет выполнен, их построят для России на французских верфях. Уже после того, как новые корабли войдут в состав Тихоокеанского флота и будут испытаны, будет приниматься решение о строительстве еще двух объектов.
Ничего не угрожает еще одному громкому проекту: сборке на принадлежащем «Оборонпрому» Уральском заводе гражданской авиации израильских беспилотников компании IAI общей стоимостью $400 млн.
Контракт на поставку в РФ и сборку итальянских бронеавтомобилей Iveco LMV – также будет выполнен. Замминистра обороны Борисов впервые назвал количество реально заказанных машин – 358, из которых 57 уже собраны, а остальные будут ввезены и собраны в 2013 году. При цене одного автомобиля примерно в 20 миллионов рублей, стоимость всего контракта составляет около 7 миллиардов рублей.
Однако с Iveco схема будет сложнее. Во-первых, по инициативе Рогозина собираться броневики будут не на воронежском авторемонтном заводе «Оборонсервиса», а на «ростехнологическом» «Камазе» в Татарстане. Официально это мотивировано желанием повысить «уровень локализации». По словам Рогозина, которого цитирует «Деловой Петербург», сейчас итальянским джипам просто «прикручивают бампер» – «уровень локализации» составляет не более 10%.
Впрочем, с желанием собирать импортируемые авто с максимальным участием российских деталей и труда отечественных рабочих, есть существенные проблемы. Чаще всего производители военной техники стараются продавать ее самостоятельно, «в комплекте», ограничивая возможности заимствования технологий. Некоторые технологические составляющие и вовсе являются секретными. Вместе с тем, на российских автомобильных заводах оговоренный уровень локализации так и не достигнут. Вопрос в качестве отечественных комплектующих – считает директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек.
Поставки Iveco в будущем будут зависеть от результатов испытаний, которые пройдут зимой с участием российских «Тигров».
Новое руководство Минобороны вовсе не считает импорт техники, которым увлекалась предыдущая команда, «абсолютным злом», отмечают эксперты. Например, покупка беспилотников «заставила российских производителей озаботиться улучшением своей продукции», «до этого они лишь бессмысленно тратили миллиарды рублей на разработку заведомо неконкурентоспособных образцов». Беспилотники «созданы по советским разработкам 1970-х годов, авторы которых впоследствии эмигрировали. Сегодняшние студенты могли бы составить им неплохую конкуренцию».
DP.ru предполагает, что причины, которые побудили руководство отечественно «оборонки» отступить на деле от патриотической риторики, не только в практической пользе импорта технологий и которых образцов, но и в личной заинтересованности персонажей, принимающих решения: «у многих представителей элиты в Италии и Франции – имущество и бизнес, поэтому просто так взять и разорвать контракты с Iveco или производителями «Мистралей» не получится».
Москва, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».