Падение «Протона» со спутником правительственной связи могло быть результатом диверсии или саботажа
Межведомственная комиссия, которая изучает причины авария ракеты-носителя «Протон» 16 мая, выдвинула версию, что причиной катастрофы был саботаж или диверсия. «Версии детально анализируются. На сегодняшний день более вероятной представляется версия разрушения узла подшипника турбонасосного агрегата. Но, повторюсь, все версии остаются в работе. Версия преднамеренного саботажа не исключена» – сообщил председатель комиссии, первый замгендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.
Комиссия оставила для дальнейшего рассмотрения четыре версии причины аварии, все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени. В их число входят: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата, разгерметизация магистрали питания горючим, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор, засорение фильтра по линии горючего, сообщает ИТАР-ТАСС.
Рабочие группы анализируют телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты работают на Байконуре, в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами.
На каком этапе сборки ракеты мог произойти преднамеренный саботаж не уточняется, но из списка возможных виновников аварии комиссия уже исключила КБ химавтоматики, воронежский механический завод (здесь производят рулевые двигатели) и ракетно-космический завод в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. После аварии «Протона» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную и космическую промышленность объявлял. что в центре им. Хруничева «системный кризис»: «Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы».
Ночью 16 мая с космодрома Байконур в Казахстане был осуществлен запуск ракеты-носителя «Протон-М» с космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р», который закончился аварийно. Головная часть в составе разгонного блока «Бриз-М» и космического аппарата «Экспресс-АМ4Р» не успела отделиться от ракеты, и спутник не был выведен на орбиту. Было установлено, что произошел отказ рулевого двигателя третьей ступени ракеты.
Уничтоженный спутник «Экспресс-АМ4R» предназначался для предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного доступа в интернет, мультимедиа, телефонии и создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи. Стоимость телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ4Р» превышает 200 миллионов евро или около миллиарда рублей.
Москва, Алексей Усов
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».