AMP18+

Технологии

/

Рогозин связал очередную аварию «Протона» с кризисом в космической отрасли и посоветовал «не гнобить спецов» Ракеты губят разгильдяйство и кадровые проблемы

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, комментируя аварию ракеты-носителя «Протон-М», заявил, что субботний неудачный пуск ракеты стал следствием «системного кризиса в отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел». Об этом высокопоставленный чиновник, курирующий космическую отрасль, написал на своей странице в TwitLonger.

По его мнению, вывести отрасль из кризиса могло бы изменение формы управления. Вице-премьер отметил, что 19 мая представит в Госдуме в первом чтении президентский законопроект о госкорпорации «Роскосмос».

«Госкорпорация – это единая и четкая ответственность, а также реальная возможность технического перевооружения отрасли и роста денежного содержания высококлассных специалистов. Реформу проведем твердо и последовательно», – пообещал Рогозин.

Вице-премьер напомнил, что аварии с «Протоном» уже имели место в 1988 и 2014 году. «Советские и российские специалисты с выводами поторопились, и причины аномального поведения воронежского двигателя так и не установили», – отметил он, подчеркнув, что «больше права на ошибку у них нет». «Причину надо найти и внести необходимые конструктивные изменения», – заявил он.

Гражданам Рогозин посоветовал «не гнобить спецов», а набраться терпения. «Нужно найти и исправить ошибку, а не дубинкой над головой конструктора размахивать», – отметил он.

Очередная авария ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» произошла утром 16 мая. Она должна была вывести на орбиту мексиканский спутник MexSat-1. Однако незадолго до отделения от ракеты разгонного блока, на высоте 161 километр, произошла нештатная ситуация. В результате обломки ракеты сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем. По предварительным данным, авария произошла из-за отказа рулевых двигателей третьей ступени «Протона». Напомним, что 16 мая прошлого года из-за аналогичного сбоя был потерян российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4R».

Стоит отметить, что за период с 2010 по 2014 годы ракеты «Протон-М» потерпели несколько аварий, в результате которых было утрачено 6 российских спутников.

«Протоны» в последние годы падают регулярно, ухудшая российскую статистику и конкурентоспособность на рынке коммерческих запусков, пишут «Ведомости» в редакционном комментарии. И если некоторые депутаты Госдумы предположили диверсию, то отраслевые эксперты говорят о разгильдяйстве и кадровых проблемах на производстве – кадровый потенциал после кризиса 90-х отрасли так и не удалось восстановить, отмечает издание.

«Квалифицированных инженеров мало, а стимулы для работы на предприятиях отрасли недостаточны. Как показывает опыт строительства космодрома «Восточный», даже постоянные угрозы из Кремля не спасают дорогостоящий госпроект от масштабной коррупции. В СССР критически важные отрасли двойного назначения работали под страхом репрессий и с использованием неограниченного ресурса. Сейчас и страх неэффективен, и ресурс ограничен», – комментирует газета.

По мнению издания, единственный способ исправить ситуацию – делать ставку на профессионалов, обеспечивая им правильные стимулы. Однако коррупция требует обратного – «ориентации на лояльных».

«Многие сейчас говорят с высоких трибун, что нужно вернуться к советским технологиям работы. Но для этого сначала нужно радикально снизить распилы с откатами. И, если удастся, мы всего лишь вернемся на уровень 1980-х (основные разработки по-прежнему оттуда, даже наконец взлетевшая в 2014 году новая ракета «Ангара»)», – резюмирует газета.

Москва, Наталья Петрова

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Наука, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии,