AMP18+

Технологии

/

Facebook не хочет переносить персональные данные российских пользователей в Россию

Соцсеть Facebook* не собирается переносить данные о российских пользователях на российские серверы. Об этом стало известно по итогам состоявшейся накануне встречи руководителя Роскомнадзора Александра Жарова с директором по общественной политике Facebook* в Скандинавии, Центральной и Восточной Европе и России Томасом Мирупом Кристенсеном.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники, Кристенсен представил Жарову жесткую позицию: компания не считает нужным размещать данные российских пользователей на российских серверах. Во-первых, Facebook* считает это невыгодным экономически, кроме того, компания не считает информацию из аккаунтов своих пользователей персональными данными.

По данным источника, близкого к владельцам одного из крупнейших дата-центров в России, участники рынка хранения данных давно в курсе, что Facebook* не намерен размещать данные пользователей в России. Дата-центры не раз предлагали Facebook* свои услуги, но безуспешно, говорит источник. Сотрудник другой компании, занимающейся размещением серверов, добавляет, что ни разу не слышал, чтобы Facebook* проводил тендеры на строительство или аренду центра обработки данных.

Впрочем, представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что на встрече c Жаровым представитель Facebook* не заявлял об отказе устанавливать серверы в России. Детали встречи он не раскрывает. В Роскомнадзоре заявили лишь, что речь шла о «широком круге вопросов», связанных с исполнением компанией российского законодательства, в том числе и обновленного закона «О персональных данных», вступающего в силу с 1 сентября 2015 года. Представитель Facebook* отказался комментировать результаты встречи.

Система хранения данных в Facebook* и других социальных сетях устроена таким образом, что не позволяет локализовать данные по географическому признаку, рассказывают сотрудник крупной социальной сети и человек, близкий к одному из хостинг-провайдеров. По их словам, сети используют отдельные серверы для хранения разных категорий информации – комментариев, лайков и т. д. – и на каждом таком сервере хранится информация со всего мира. Все вместе эти элементы собираются уже в браузере каждого конкретного пользователя. Директор по маркетингу компании – производителя систем борьбы с утечками информации Solar Security Валентин Крохин тоже слышал, что Facebook* объединяет данные для хранения по типам, а не по регионам.

И в России, и в мире законодательство толкует понятие персональных данных очень широко, говорит партнер юридической компании Hogan Lovells Наталья Гуляева: нигде не конкретизируется, что именно к ним относится – имя, фамилия, дата рождения, а может быть, все это вместе. В российском законе под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу». Соблюдается ли закон, решать, по сути, регулятору, делает вывод Гуляева. Но она согласна, что информацию, указанную пользователями Facebook* в аккаунтах, часто нельзя считать персональными данными, поскольку люди могут указывать и псевдонимы, и ложные сведения о себе.

Закон «О персональных данных»требует, чтобы все компании, работающие с персональными данными российских граждан, обрабатывали и хранили их в России, а Роскомнадзор вел реестр нарушителей этой нормы. Доступ к онлайн-ресурсам, угодившим в этот реестр, Роскомнадзор вправе ограничить, выдав соответствующие предписания интернет-провайдерам. Часть зарубежных компаний уже пообещали, что исполнят требование о хранении данных в России (например, Samsung, eBay и др.).

В начале лета иностранные бизнесмены – участники Петербургского экономического форума – передали президенту России Владимиру Путину предложения о корректировке закона. Так, руководитель Ассоциации европейского бизнеса (объединяет более 600 компаний, работающих в странах Евросоюза и России) Филипп Пегорье просил подумать об отсрочке вступления закона в силу, либо чтобы санкции по нему начали применяться только с 1 сентября 2016 года.

Москва, Зоя Березина

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Россия, Технологии,