AMP18+

Технологии

/

«Дроны в законе»: в России вступил в силу документ о регистрации «карлсонов» Причем под новые правила подпадают даже игрушечные самолетики

В России в среду вступил в силу федеральный закон, ужесточающий правила использования беспилотных летательных аппаратов – дронов. Теперь все беспилотные летательные аппараты максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее необходимо регистрировать. Под действие закона попадут летающие игрушечные самолеты и вертолеты, а также квадрокоптеры, использующиеся для фотосъемки. При обсуждении закона против этой нормы выступали сообщества авиамоделистов, производители и продавцы дронов, сообщает ТАСС.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснял, что даже такие небольшие БПЛА могут быть использованы для совершения терактов, поэтому данные о них необходимо будет вносить в специальный реестр. Однако для таких аппаратов «будет упрощенный учет». По мнению Москвичева, если практика покажет, что выбранная весовая планка чересчур низка, со временем правила могут быть скорректированы. Запускающего дрон закон наделяет статусом командира воздушного судна и накладывает на него обязанность обеспечивать безопасное выполнение полета. При этом оператор беспилотника обязан иметь так называемое свидетельство внешнего пилота.

Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов (БПЛА)» был принят 30 декабря 2015 года. До вступления закона в силу при применении БПЛА устанавливались временный и местный режимы полетов, выдавались кратковременные разрешения на их выполнение.

Порядок регистрации и учета БПЛА в самом законе не описан и будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. С 26 по 30 марта 2016 года проект этого постановления был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту постановления «Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в РФ или произведенных в РФ», функциями регистратора БПЛА планируется наделить ФСБ.

Обсуждаемый проект постановления предполагает, что при регистрации заявитель будет подавать заявление в единственном экземпляре, указывая следующие данные:

– Страна-изготовитель БПЛА;

– тип (присвоенное изготовителем название);

– серийный номер;

– год изготовления;

– назначение (военное, гражданское);

– наименование или ФИО изготовителя БПЛА самостоятельной постройки;

– максимальная взлетная масса;

– тип и количество двигателей;

– мощность двигателя;

– документ, подтверждающий приобретение БПЛА (при ввозе из-за рубежа);

– документ, подтверждающий изготовление БПЛА (при его изготовлении);

– личные данные заявителя – физического или юридического лица: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Далее орган учета будет вносить предоставленные данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА наносится опознавательный знак – регистрационный номер аппарата.

В США c 14 декабря 2015 года Федеральная авиационная администрация (FAA) требует от владельцев БПЛА регистрировать по упрощенной процедуре все дроны максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Сделать это может гражданин США старше 13 лет на специальном сайте, уплатив $5. После регистрации владелец получает по почте сертификат и номер для размещения на корпусе БПЛА (номер можно использовать на всех аппаратах одного владельца).

Сертификат действителен три года. Аппараты взлетной массой больше 25 кг проходят более сложную процедуру регистрации. Против нарушителей требований FAA применяются штрафы в размере до $27,5 тыс.

В Европейском Союзе в настоящее время нет законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2015 году представило документ «Концепция эксплуатации БПЛА», на основе него планируется разработать свод правил, которые затем будут представлены на рассмотрение Еврокомиссии. Отдельные страны устанавливают локальные нормативы.

В 2015 году поставки потребительских беспилотников выросли до 4,3 миллиона устройств. По использованию дронов в коммерческих целях лидируют США (35 процентов).

«Громкие» инциденты с дронами

В США с августа 2015 года по январь 2016-го было зафиксировано свыше 580 инцидентов в дронами, отмечают «Вести». Большая их часть – это мелкие нарушения, связанные с пересечением границ частной собственности. Однако некоторые из задокументированных происшествий могли привести к гибели людей. Один из таких инцидентов случился в августе в нью-йоркском аэропорту JFK. Тогда беспилотник, летящий на высоте двух километров, оказался всего в 6 метрах от пассажирского самолета. Катастрофы чудом удалось избежать.

Одним из самых громких скандалов с участием беспилотника в США стал пролет дрона на территорию Белого дома в Вашингтоне, то есть в самый центр 25-километровой бесполетной зоны американской столицы, доступ в которую запрещен БПЛА и самолетам. Производитель «нарушителя», компания SZ DJI Technology, отреагировала на инцидент, пообещав включить в новую прошивку дрона зоны, над которыми полет запрещен.

Вместе с развитием БПЛА растет и индустрия противодействия дронам. Пока дронов ловят другие беспилотники или даже специально обученные хищные птицы. Есть и прототип устройства под названием Drone Defender – он создает радиопомехи на всех частотах, используемых пользовательскими дронами, включая даже GPS. Во время такой радио-атаки дрон теряет связь со своим пилотом и начинается плавно снижаться. Однако мешать летательным аппаратам, находящимся в полете, запрещено законом, а дроны по-прежнему приравниваются к полноценным воздушным судам. Поэтому взять подобное устройство на вооружение смогут только федеральные спецслужбы, а, к примеру охранники тюрем в США, которые уже сталкиваются с дронами-нарушителями, такой технологией воспользоваться не смогут.

Альтернативные методы борьбы с беспилотниками предлагают специалисты из Великобритании. Компания Selex разработала систему, которая находит дрона при помощи радаров и инфракрасных камер, а затем «влезает» в канал видеосвязи между аппаратом и пилотом. Таким образом, система может не только приземлить беспилотник, но и заранее выдать предупреждение его пилоту. По задумке, это поможет испугать мелких злоумышленников. Впрочем, английские спецслужбы считают, что лучший способ избавиться от дронов – это не позволить им взлететь. Во время одного из путешествий королевы Елизаветы полиция Великобритании совместно с местной аналитической компанией вычислили все места, откуда папарацци могли бы запускать дроны и заблокировали их. Таким образом полиции удалось на короткое время расчистить небо. Однако для постоянного использования такая тактика едва ли подходит.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Технологии,