Чайка с Мизулиной единым фронтом встали против экстремизма в закрытых группах Предлагается «фильтровать» весь контент таких групп в мессенджерах
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка не исключил возможности распространения борьбы с запрещенной информацией не только в соцсетях, но и в закрытых группах в мессенджерах. Так он ответил на вопрос сенатора Елены Мизулиной в Совете Федерации. Проверять предполагается закрытые группы в популярных мессенджерах – Viber, Whatsapp, Telegram.
«Если в соцсетях выявляют информацию, связанную с пропагандой суицидов среди детей, педофилией, игры, в которых можно убивать полицейских и так далее, то в популярных мессенджерах – Viber, Whatsapp, Telegram – эта информация свободно распространяется в закрытой части», – цитирует ТАСС слова Мизулиной.
По ее словам, в последнее время Лига свободного интернета выявила целый ряд закрытых групп в различных соцсетях и мессенджерах, где, по ее словам, подростки «зомбируются» на убийство полицейских. «Их к этому склоняют, говорят, что такое убийство будет геройством», – сказала сенатор.
Как сообщает РИА Новости, Мизулина предположила, что предварительную фильтрацию сообщений в таких группах могли бы осуществлять операторы связи по ключевым словам. По ее словам, «такая практика принята, в том числе, в США».
Сенатор спросила генпрокурора, считает ли он возможным ввести предварительную фильтрацию и в мессенджерах. В ответ Чайка отметил, что прокуратура работает, исходя из возможностей ресурсов ФСБ и МВД. «Мы, бесспорно, готовы пойти на это. Одна голова хорошо, а две лучше», – добавил он.
Напомним, в мае ряд СМИ сообщал, что в России могут запретить звонки через Skype, Viber и другие мессенджеры на мобильные и стационарные телефоны. Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства. Если он будет принят, сервисы онлайн-телефонии не смогут подсоединяться к российским телефонным сетям. Сейчас IP-сервисы вроде Skype или Viber предлагают возможность звонков на фиксированные и мобильные номера в разных странах, в том числе, и в России. Такие вызовы тарифицируются, тогда как звонки внутри сервиса остаются бесплатными.
Добавим также, что в конце апреля Елена Мизулина предложила признать использование интернета отягчающим обстоятельством преступлений и внести соответствующие изменения в УК РФ. По оценке Мизулиной, многие виды преступлений – например, пропаганда террористической деятельности или ее организация – совершаются преимущественно с использованием интернета, а «в законодательстве это никак не отражено».
Также 13 мая Госдумой был принят в первом чтении «Антитеррористический пакет» законов, который, по мнению экспертов, может привести к коллапсу всей российской IT-отрасли. Объем данных, которые по новому закону требуется сохранять, составит 157,5 эксабайт (1 Эб равен 1 млрд Гб) – это в 100 тыс. раз больше, чем операторы хранят сейчас. Подобных хранилищ данных нет нигде в мире. Закон в принципе невыполним, заявляли участники рынка и аналитики.
В декабре прошлого года стало известно, что Минкомсвязи считает необходимым разработать принципы регулирования OTT-сервисов для мессенджеров. «Очевидно, что с ростом проникновения Интернета и подобных средств общения возникает необходимость в базовом государственном регулировании. Не нужно отрицать необходимость регулирования хотя бы на уровне терминологии и понимания того, как должны соотноситься различные виды услуг», – говорил тогда глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Он особо подчеркивал, что цель – не блокировать мессенджеры, а отрегулировать их работу в соответствии с требованиями безопасности.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»