Кремль и Роскомнадзор готовятся схлестнуться с Win10 и всей мировой IT-индустрией В России могут законодательно ограничить сбор «больших данных»
В Роскомнадзоре и администрации президента РФ настаивают на необходимости законодательно ограничить сбор и обработку big data, в том числе трансляцию этих данных за пределы страны. Это может затронуть системы геолокации, работу интернет-поисковиков и даже функционирование операционных систем на компьютерах миллионов пользователей. Ведь даже новая Windows 10 представляет собой глобальный инструмент для сбора big data, вплоть до биометрических параметров пользователей. Причем эти данные, при соответствующих методах обработки и анализа, представляют собой не только маркетинговую, но и стратегическую ценность.
«В среднесрочной перспективе должен быть принят закон о «больших данных» (big data). Мне кажется, вполне уместно говорить и о национальном операторе «больших данных», который будет работать по типу частно-государственного партнерства» – приводит «Коммерсант» реплику главы Роскомнадзора Александра Жарова на Петербургском экономическом форуме. В Роскомнадзоре предполагают, что национальный оператор будет определять рамки распространения российской big data в том числе за границу, и уровень защиты этой информации. По мнению Жарова, закон о «больших данных» должен быть принят в среднесрочной перспективе. На немедленной реализации этой инициативы глава Роскомнадзора, вероятно, не настаивает по причине недостаточного качества отечественных инструментов обработки и хранения «больших данных». А также из-за того, что такая попытка заставит радикально менять принципы использования множества систем – от систем геолокации через различные пользовательские устройства до взаимодействия с Microsoft и другими международными корпорациями, которые все активнее занимаются сбором big data.
Роскомнадзор поддерживают и в администрации президента. «Это, наверное, та отрасль и та тема, которая, как бы этого представителям бизнеса хотелось или не хотелось, требует регулирования. В том числе создания алгоритма: что может собираться, как может собираться, как и куда может передаваться и какими правами должен обладать источник этих данных – пользователь», – отмечал ранее помощник президента Игорь Щеголев.
Система, к которой пытаются подступиться в АП и Роскомнадзоре, практически необъятна. Сейчас big data и все, что с ней связано в мире представляет в мощную индустрию объемом в 45 миллиардов долларов и годовым приростом в 20-30%. Глобально объем доступной информации оценивается в 8 зеттабайт (то есть в восемь триллионов гигабайт), а за ближайшие четыре года этот объем вырастет в пять раз.
Big data – это информация, генерируемая пользователем. Она может быть персональной и создаваемой техникой вне зависимости от волеизъявления человека, например данные видеонаблюдения, геопозиционирования, нагрузки на сегменты сетей электроэнергии и базовые станции сотовых сетей. Такого рода информация может носить стратегический характер: достаточно вспомнить эпизод «холодной войны», когда ЦРУ удалось реконструировать точную систему размещения объектов ядерной энергетики на Урале всего лишь по фрагменту фотографии со стены в «Свердловскэнерго», опубликованной в советском журнале. Сейчас данные, которые генерируют пользователи, способны предоставить исчерпывающую информацию не только о них самих, но и об их техногенном окружении.
Современные инструменты сбора big data, в том числе операционная система Windows 10 и другие платформы, предоставляют исчерпывающую информацию о миллионах пользователей, включая даже биометрические показатели. Помимо очевидного использования в маркетинге, соответствующий анализ big data способен порой заменить глубинную работу социологов и политтехнологов. Также анализ «больших данных» используется для создания систем искусственного интеллекта, в робототехнике и других современных отраслях.
Представители бизнеса опасаются, что проблема контроля национального массива «больших данных» окажется не по силам Роскомнадзору и прочим госструктурам. По мнению представителей IT-отрасли, попытки контроля могут закончиться тотальным запретом трансляции данных за рубеж, что лишит компании возможности обмениваться ими и сотрудничать при их обработке. «Это может лишить нашу экономику нескольких миллиардов долларов в год» – считает представитель топ-менеджмента «Мегафона». По мнению участников рынка, максимум возможного при взаимодействии государства и индустрии, это деперсонифицировать данные, договориться, по каким алгоритмам они могут обрабатываться, как должен выглядеть кодекс этики и конкуренция в этой сфере. При этом все эти проблемы можно решить и путем саморегулирования отрасли.
Москва, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»