AMP18+

Технологии

/

«Прогресс» могла погубить некачественная сварка (ВИДЕО) Одна из версий крушения ракеты – прогар сварного шва в двигателе

Причиной аварии космического грузовика «Прогресс-МС-04» могло стать преждевременное раскрытие камеры сгорания двигателя третьей ступени РД-0110. Ракета, летевшая к МКС, взорвалась и рухнула на землю накануне вечером.

По данным источников «Коммерсанта» в космической и смежных отраслях, «возможно, имел место прогар сварного шва» в двигателе. Основные вопросы по крушению у Роскосмоса будут связаны с двигателем третьей ступени «Союза-У» – РД-0110 (разработки воронежского КБ Химавтоматики). По словам источников, потеря телеметрии произошла одномоментно. От более подробных комментариев чиновники и отраслевые специалисты воздержались, ссылаясь на недостаток информации.

Запущенный накануне к МКС грузовой космический корабль «Прогресс-МС-04» потерпел аварию на высоте 190 километров над безлюдной гористой местностью в Туве. Большинство фрагментов сгорело в атмосфере, сообщил Роскосмос. Космический грузовик должен был доставить к МКС более 2,5 тонны груза – топливо, вода и сжатые газы, а также оранжерея «Лада-2», в которой планировалось впервые вырастить сладкий перец на орбите, и скафандр новой модификации «Орлан-МКС», оснащенный автоматической системой терморегулирования. Кроме того, грузовик вез фрукты к новогоднему столу на МКС. Следующий «Прогресс» будет запущен к МКС только в начале февраля.

«Потеря грузового корабля не скажется на нормальном функционировании систем МКС и жизнедеятельности экипажа станции»,– заверили в Роскосмосе и подтвердили в NASA.

Авария поставила под удар сразу несколько проектов. Двигатель РД-0110 является штатным сразу для нескольких изделий семейства «Союз»: в «Союзе-2.1а», который используется при запусках военных аппаратов с космодрома Плесецк и доставке пилотируемых экипажей к МКС с Байконура, и в «Союзе-СТ», который Европейское космическое агентство эксплуатирует на космодроме Куру во Французской Гвиане. Пока комиссия не разберется в причинах инцидента и не выдаст свои рекомендации, пусков не будет.

Как сообщил источник РИА Новости, в качестве одной из версий крушения будет рассматриваться халатность. По словам источника, вероятнее всего, по итогам расследования госкомиссия «в очередной раз будет вынуждена констатировать выявленный факт некачественной сборки двигателя РД-0110». Стендовое моделирование, которое будет проведено после анализа имеющейся телеметрии, покажет, какой именно компонент двигательной установки был сделан с нарушениями, добавил собеседник.

По его словам, скорее всего, за этим последуют «некие кадровые решения». Все готовые двигатели, в том числе, уже установленные на ракеты-носители типа «Союз», «необходимо будет снимать, доставлять на предприятие, повторно тестировать, устранять возможные недочеты при сборке, что приведет к очередному переносу намеченных запусков «вправо».

На сайте правительства Тувы отмечается, что сообщение о крушении корабля поступило 1 декабря в 23:30 по местному времени. Информация о пострадавших не поступала. На место отправлена оперативная группа пожарных гарнизонов. Продолжается мониторинг ситуации. Оперативная группа пожарных обследовала территорию и не нашла обломков; следующий район обследуют с помощью беспилотников.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол указал на «беспокойство» земляков падением ракеты. «Некоторые жители Сут-Хольского и Дзун-Хемчикского районов около 22 часов видели яркую вспышку, сопровождавшуюся грохотом. Сейчас Роскосмос подтвердил, что корабль потерпел крушение, но его обломки сгорели в атмосфере. Будем надеяться, что негативных последствий данное происшествие нам не принесет, но буду держать связь с Роскосмосом. Муниципальным образованиям необходимо проверить ситуацию на своих территориях и в первую очередь узнать, все ли спокойно на чабанских стоянках», – пишет он на своей странице «ВКонтакте».

Очевидцы говорят, что наблюдали в небе вспышки в окрестностях Кызыла и в селе Иштии-Хем. В сети размещено и видео с одной из камер наблюдения в Кызыле, запечатлевшее момент падения обломков ракеты. В ролике видны ярко освещенные движущиеся по небу объекты.

Ракета-носитель среднего класса «Союз-У» с момента ввода в эксплуатацию в 1973 году является лидером по количеству пусков (более 800) и надежности (около 97%). Ее использовали и в военных целях (17 мая 2012 года с космодрома Плесецк был запущен аппарат фоторазведки «Кобальт»), и для доставки грузов (корабли серии «Прогресс-М» и «Прогресс-МС»). В феврале 2017 года «Роскосмос» планировал завершить эксплуатацию «Союз-У», запустив последнюю из изготовленных ракет в космос, но теперь ее дополнительно проверят. Если это дефект, допущенный на производстве, то встанет вопрос о дисциплинарной ответственности представителей промышленности: Воронежского механического завода (производитель двигателя) или ракетно-космического центра «Прогресс» (изготовитель ракеты).

Похожая авария с ракетой-носителем «Союз-У», приведшая к падению грузовика «Прогресс М-12М», произошла 24 августа 2011 года. Несгоревшие элементы третьей ступени и корабля упали в малонаселенном горном районе Алтая. 29 августа была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты: нарушение условий функционирования газогенератора. Согласно выводам комиссии, к ЧП привело уменьшение расхода горючего из-за засорения тракта его подачи. Тогда производственный дефект признали случайным.

Кызыл, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Сибирь, Центр России, Видеорепортаж, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии,