AMP18+

Технологии

/

Версия: Су-33 с «Адмирала Кузнецова» погубил человеческий фактор Пилот допустил серьезную ошибку при посадке

Ошибка пилотирования – вот основная версия падения истребителя Су-33 с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море. Комиссия по расследованию происшествия считает, что летчик превысил максимально допустимое отклонение по оси посадки, создав тем самым чрезмерную нагрузку на трос, который и оборвался.

О предварительных выводах работы комиссии «Коммерсанту» рассказали источник, близкий к Главному штабу ВМФ, и топ-менеджер предприятия авиационной промышленности. По их данным, результаты изучения материалов объективного контроля позволили в целом воссоздать картину происшествия. В тот день истребитель из 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (бортовой номер 67 красный), входящий в состав авиакрыла «Адмирала Кузнецова», выполнил боевую задачу на территории Сирии, после чего принял решение вернуться на борт крейсера. Полетные условия оценивались как хорошие: умеренное волнение, прямая видимость до 10 км и ветер не более 12 узлов.

Сначала все проходило в штатном режиме: руководитель полетов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал пилоту разрешение на посадку, и последний приступил к выполнению маневра. Истребитель зацепил трос крюком-гаком и начал снижать обороты двигателя. Он проделал путь примерно в 50 м, после чего трос оборвался, и, вместо того чтобы остановиться на палубе, Су-33 продолжил движение. Включить форсаж и совершить попытку захода на второй круг пилот уже не успевал. Через несколько секунд руководитель полетов отдал пилоту команду катапультироваться, что он немедленно и сделал. Самолет рухнул с палубы в море.

Об инциденте было сразу доложено высшему руководству Минобороны РФ. Началось расследование, рассматривались несколько версий, в итоге осталась одна – человеческий фактор. Специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя было превышено почти на полметра от предельно допустимого (4,7 м вместо 4,2 м).

Версию обрыва троса из-за брака на производстве отвергают на Пролетарском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), производящем аэрофинишеры взлетно-посадочного комплекса «Светлана-2». Представитель предприятия говорит, что тросы, установленные на «Адмирале Кузнецове», прошли весь полагающийся цикл испытаний, в том числе на разрыв.

Источник издания пояснил: «Важно понимать последовательность: либо трос не выдержал нагрузки из-за ошибки, допущенной при приземлении, либо трос оборвался, что и привело к аварии. Но судя по параметрам самолета в момент приземления, даже полностью исправный трос такой нагрузки бы не выдержал – налицо ошибка пилотирования».

За последний месяц «Адмирал Кузнецов» потерял уже два истребителя – МиГ-29К в середине ноября и Су-33 в начале декабря. Потеря Су-33 особенно неприятна, поскольку производство тяжелых корабельных истребителей остановлено и вся надежда только на их модернизацию и ремонт.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии,