ФАС завела на Apple дело из-за проблем с ремонтом дисплея айфонов Их не чинят в России, а предлагают купить новый айфон
На российское представительство компании Apple «Эппл рус» завели дело из-за ремонта айфонов. Жалобу на Apple в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) подал один из пользователей «яблочного» смартфона. Дело возбуждено по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке.
Как пишут «Ведомости», в жалобе Дмитрия Петрова говорится, что в России айфоны никто не может чинить без разрешения Apple, при этом компания не поставляет запчасти для ремонта экранов. Когда Петров повреил дисплей своего iPhone SE с памятью 64 Гб (стоит в интернет-магазине Apple 39 990 руб.), он обратился в авторизованный сервисный центр Apple. Там ему предложили вместо ремонта заменить аппарат целиком, доплатив 22 200 руб. Apple не поставляет в Россию дисплеи для iPhone, но по закону о защите прав потребителей производитель должен обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы (не менее 10 лет), сказано в жалобе. Это, в частности, подразумевает поставку в сервисные центры запчастей для ремонта. Вместо этого Apple фактически навязывает покупку нового аппарата со скидкой по цене, которая превышает стоимость замены экрана iPhone. Так, в США заменить стекло айфона стоит $129 (или чуть больше 8000 руб.). Петров считает, что ФАС может предписать Apple для устранения нарушения начать поставлять в Россию запчасти для ремонта iPhone. Ранее Петров уже подавал иск к Apple в Басманный суд Москвы, но суд отклонил его. Мужчина обжалует это решение в Мосгорсуде и надеется, что возбуждение дела ФАС может иметь значение.
Если нарушение законодательства подтвердится, то руководителю компании грозит штраф от 15 000 до 20 000 руб., а самой компании – от 300 000 до 1 млн руб., заявила замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская. В большинстве случаев ФАС также предписывает устранить нарушения, отмечает специалист ФАС.
В России, когда техника Apple ломается, ее в 90% случаев меняют на новую в авторизованных сервис-центрах, следует из писем компании, направленных в Басманный суд в связи с иском Петрова. Если ломается экран – замена происходит в 100% случаев, потому что дисплеи в Россию Apple не поставляет. В компании пояснили, что для замены дисплея требуется сложная процедура калибровки с помощью «большого и дорогостоящего» оборудования, которое получает доступ к ядру операционной системы iPhone по защищенной сети Apple. Экраны можно заменить либо в розничной сети Apple Retail Store (в России не представлена), либо в централизованном ремонтном центре Apple, который еще предстоит создать в России.
Если ФАС установит, что «Эппл рус» занимает на соответствующем рынке доминирующее положение, то отказ в осуществлении ремонта смартфонов и навязывание замены аппарата могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства. Поскольку это не единственное дело ФАС против «Эппл рус», можно ожидать особого внимания к нему со стороны ФАС.
Служба уже ведет в отношении Apple дело за координацию ценообразования на iPhone 6s и 6s Plus. Большинство ритейлеров установили и удерживали на них одинаковые цены. В октябре ФАС начала проверку цен на смартфоны iPhone 7 и iPhone 7 Plus.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»