США и Япония «встречаются» на Филиппинах Юго-Восточная Азия становится новым центром глобальной политики
После 20 лет отсутствия сколько-нибудь заметного интереса к Филиппинам, которые являются стратегически важной точкой Тихого океана, Пентагон стал принимать активные меры по возвращению своих позиции на этом архипелаге, пишет «Фонд стратегической культуры».
Несмотря на нахождение многотысячных военных контингентов США на базах в Японии, Южной Корее, на Гуаме, а также на острове Диего-Гарсия в Индийском океане, Вашингтон стремится укрепить свое присутствие в Юго-Восточной Азии с явным «прицелом» обновленной национальной стратегии на противодействие Китаю в азиатско-тихоокеанском регионе.
По высказываниям отдельных представителей военных кругов США, именно на противоборстве с Пекином в Южно-Китайском, Восточно-Китайском и Желтом море в последние годы сконцентрировано особое внимание Вашингтона.
Ежегодно только через Южно-Китайское море, в котором у Пекина имеются территориальные споры сразу с несколькими государствами, проходит транспортировка товаров на 5,3 трлн долларов, среди которых 1,2 трлн долларов приходится на торговлю США. И именно этим объясняется разворот американской военной стратегии на укрепление позиций в АТР.
Прикрываясь «транснациональными угрозами» торговле в азиатско-тихоокеанском регионе, Белый дом уже принял решение о передислокации 8 тыс морских пехотинцев из Японии на военную базу США на Гуаме, где планируется существенно модернизировать инфраструктуру, чтобы база могла обслуживать авианосцы уже не 16 дней, а все 63. На этот проект США планируют потратить 7,4 млрд долларов до 2014 года.
Вашингтон уже подписал соглашение с правительством Австралии, где в скором времени будут развернуты американские морские пехотинцы, а второе соглашение – с Сингапуром, который согласился на размещение военно-морской базы для американских боевых кораблей.
Среди рассматриваемых Вашингтоном вариантов усиления вооруженной группировки в АТР идет активное обсуждение возможности размещения центра управления военными кораблями на Филиппинах, развертывание войск на ротационной основе и проведение более частых совместных учений.
Так, на морской базе Cavite, в шести милях к югу от Манилы, американские военнослужащие проводят обучение филиппинских коллег в использовании беспилотных аппаратов наблюдения (UAVs) в контроле над кораблями в Южно-Китайском море.
Свидетельством активизации американо-филиппинского военно-стратегического сотрудничества является тот факт, что только за первые пять месяцев 2013 года 72 американских военных корабля и субмарины посетили филиппинский залив Subic (для сравнения: таких заходов было всего 88 за весь 2012 год; 54 в 2011 году, согласно филиппинским официальным данным).
В конце июня Вашингтон провел шестидневные объединенные военные учения с Филиппинами в Южно-Китайском море. 500 американских военнослужащих и столько же филиппинцев участвовали в них.
Ракетный корабль США Fitzgerald и флагман филиппинского флота Gregorio del Pilar провели маневры менее чем в 50 милях от спорных с Китаем территорий, где заявленной целью был «перехват подозреваемых вражеских судов, высадка на них и захват средств, которые могут нанести ущерб союзникам». Использование терминов «вражеские суда» и «союзники» является демонстрацией риторики, указывающей на истинные цели организованных Вашингтоном военных учений с филиппинцами.
Примечательно, что предыдущие военные учения проводились под лозунгом борьбы с региональным пиратством, по защите морской торговли. Морские же совместные учения США с Филиппинами в 2013 году (2013 Cooperation Afloat Readiness and Training – CARAT) теперь явно нацелены на конкурентную борьбу с КНР.
Как указывают в отдельных «откровениях» американские генералы, новая военная стратегия США предусматривает создание вместо гигантских военных баз США, которые разворачивались во времена «холодной войны», военных объектов меньших размеров, но в большем числе стран региона и с активным подключением к участию в них «союзников».
Наглядным подтверждением этому может служить состоявшаяся 27 июня в Кесон-Сити (Филиппины) пресс-конференция, в которой участвовали филиппинский министр обороны Вольтер Газмин и его японской коллега Ицунори Онодера.
В частности, они объявили, что Филиппины в практическом ключе начали рассматривать вопрос о создании военной базы для размещения американских и японских военнослужащих и военного оборудования. В качестве обоснования такого решения было указано на «экспансионистскую роль Китая в регионе».
Оба министра обороны выразили отрицательное отношение своих стран к «притязаниям КНР на спорные территории с Японией и Филиппинами», и высказались за увеличение американского военного присутствия в регионе, и, в частности, за базирование американские вооруженных сил на Филиппинах.
Одновременно с этим Филиппины готовятся к «временному размещению» на своей территории и т.н. «сил самообороны Японии», что должно будет стать беспрецедентным шагом по возрождению Японии как глобальной империалистической военной державы. Весьма примечательно, что милитаризация Японии происходит при активной поддержке Вашингтона, а Филиппинам, в данном случае, отведена США ключевая роль.
Уместно напомнить заявление филиппинского министра иностранных дел Альберта дель Росарио газете Financial Times еще в декабре 2012 о том, что «Манила поддержит пересмотр так называемого пацифистского пункта в японской Конституции, запрещающего японскую ремилитаризацию», используя в качестве оправдания этому рост напряженности в отношениях с Китаем.
Весьма примечательно, что филиппинская конституция запрещает размещение «иностранных военных баз, войск или оборудования». Этот запрет цинично обходится филиппинским правительством, которые пытаются замаскировать наличие иностранных баз на своей территории предоставлением т.н. права «гостевого присутствия».
Москва – Манила, Сергей Павленко
© 2013, «Новый Регион – Таиланд»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».