Авторская колонка Виктора Ядухи на «НР»: «Потреблятский» Индокитай Стоит ли русскому бежать от глобализации в Юго-Восточную Азию?
Индокитай многие считают чуть ли не оплотом антиглобализма. «Ну, у вас там буддизм, традиционное общество, – с тоской говорят московские друзья, когда я им рассказываю о своем простом быте, – там же нет такого дикого потребительства, как у нас». Наивные! Если вы собрались спасаться от глобализации – езжайте лучше в Белоруссию.
Обо всём этом читайте в авторской колонке Виктора Ядухи на РИА «Новый Регион»:
Предыдущие выпуски:
«Generation П» уезжает в Таиланд /// И Пелевин тоже > > >
Дауншифтинг, которого нет /// Рая за $30 в день – не бывает. И под пальмой нужно работать > > >
Маленький белый человек (ФОТО ПО ТЕМЕ) /// Почему русские становятся ниже китайцев? > > >
Если у вас в голове нон-стопом играет «Еду в Магадан», зачем вам Таиланд? > > >
Убить с улыбкой /// Чем Таиланд похож и не похож на Кавказ > > >
Надежда бедных /// Чем обернется для русских второе пришествие Таксина Чиннавата > > >
Таиланд может подорожать /// «Эра туризма без потрясений» грозит положить конец демпингу > > >
Черти в тайском омуте (ФОТО)/// О чем стоит знать русскому секс-туристу > > >
Год назад я и сам ехал в Таиланд с такими мыслями. Скудный туристический опыт рисовал картины тихой жизни рядом с улыбчивыми аборигенами, которые рано встают, почитают Будду и проводят день в заботах о большой дружной семье, не тронутой дешевыми понтами. Где-то оно так и вышло, вот только с понтами я промахнулся. Потому что уже через месяц стало ясно: с одной ярмарки тщеславия мы попали на другую.
Художник Ам, которого я зову показать моему другу дом, заявляется в брюках и туфлях. Хотя на дворе далеко за 30. Зная, что тайцы не любят жару и вечно простывают от кондиционеров, удивляюсь. «Это вам, фарангам, простительно ходить тут в мятых майках и шортах, только бы чистые были, – отвечает он. – А нам надо выглядеть по статусу». Ам явно скормничает: тайцы стараются выглядеть дороже статуса, причем изо всех сил.
Соседи, ездившие на вполне еще крепком пятилетнем пикапе «Тойота», вдруг появляются на 4-дверном «Мицубиши Тритон» (местное название пикапа L-200). Комплектация запредельная: полный привод, 3,2 л турбодизель, автомат, кожа, навигация, камера заднего вида, электроподъемник заднего окна. Стоит такой на местом рынке 1, 25 млн бат (или рублей, что почти то же самое). А у Сомчая и Нуи – скромный резорт на 6 номеров, лавка и четверо детей, которых надо учить, страховать, одевать чтоб не стыдно было в школе, и развлекать по воскресеньям. И хотя кредит для тайцев всего 1,5%, я понимаю, что для этой семьи такая машина – ноша очень тяжелая. «Зачем поменяли? Старый, неприлично уже».
Как и повсюду, чемпионами по престижному потреблению в Таиланде выступают молодые женщины. Я бы даже сказал – чемпионками международного класса. Глядя на таек в «Сентрал-Фестивале», в «Робинзонс» или в дьюти-фри, я понимаю, что по сравнению с ними наши кисы из «Меги» или «Манежки» еще скромницы. У образованной части русских девчонок есть хотя бы зачатки понимания, что умение не вестись на рекламу – это маленькая победа. У тайских шопоголичек, вообще, кажется, нет тормозов. А вот чем они похожи на нас – так это принципом «нет пророка в своем отечестве»: если туристки покупают великолепную тайскую косметику, то эти втридорога скупают плохую западную, типа крема «Лореаль» за 50 баксов. Стоит ли удивляться, что молодые клерки в Бангкоке спускают месячные зарплаты на престижное потребление за 5 дней.
Мегамолл в Бангкоке. Здесь молодые клерки спускают месячную зарплату за несколько дней
Тайцы повернуты на тюнинге и дорогущих дисках
А как же восточные духовные практики? Они тоже в полной гармонии с торговыми сетями. В Таиланде, да и по всей ЮВА, потребительство вполне себе сочетается с посещениями монастырей, задабриваниями анималистических божеств и духов. Например, к буддистским праздникам и «7/11», и «Теско», и «БигСи» делают хорошую кассу на наборах подношений монахам, благовониях, «специальных» свечах и т.п. Многие тайцы считают своим долгом после школы на 3 месяца уйти в монастырь – своего рода обряд инициации перед вступлением в зрелую жизнь. Но при этом они из кожи вон лезут чтобы казаться богаче: скажем, обувают трехлетнюю «Короллу» в сверкающие диски 20'' по 900 долларов каждый. Хотя истинный социальный статус такого франта любой таец раскусит за долю секунды.
Одержимость статусом – вообще одна из самых забавных сторон общения тайцев с иностранцами. Таец озадачен: почему этот небритый чувак в выгоревшей майке и стоптанных шлепанцах за 10 баксов вынес из «Вилла Маркета» телегу с премиальными продуктами на сотню долларов? Таец опасается судить о статусе фаранга по внешности, пока не увидит его машину и дом. Но выяснить это для тайца очень важно, потому что он живет в полуфеодальном обществе, где от касты зависит судьба. И вот начинаются расспросы о работе, о семье, о жилье, а главное – о зарплате. Спрашивать об этом здесь не считается неприличным: «Ну уж хоть семьсот-то долларов ты получаешь?»
Тут надо заметить, что Таиланд при всей своей ухоженности еще и относительно дешев, хотя это далеко не бедная страна. Я уже писал в одной из колонок, что вопреки расхожему мнению бедность вообще не гарантия низких цен, а во многом – следствие их завышения. И это видно не только по депрессивной русской глубинке. Украинцы, например, живут в среднем беднее белорусов, а цены на Украине выше даже после 30%-ной белорусской инфляции. Так же и в ЮВА.
Банк в Бирме. Несмотря на внешний вид, обслуживание здесь дороже, чем в кондиционированных офисах банков Таиланда
Лаос на порядок беднее Таиланда, но перекусить и приодеться во Вьентьяне в 1,5-2 раза дороже, чем в Бангкоке (дешевле кофе и алкоголь). В нищей, раздираемой многолетней гражданской войной Бирме примитивные гестхаусы, за которые таец не возьмет больше 7-9 долларов в сутки, стоят от 11-12. При этом бирманцы еще и не любят торговаться. Очень бедные Филиппины тоже не дешевле, а если прибавить повсеместные сборы за пересечение границ между провинциями – то и дороже Таиланда. Избежать поборов там невозможно: Филиппины состоят из более чем 7000 островов, и вам придется платить 7-15 долларов «фи» каждый раз при посадке на паром или самолет. Не дешевле Бангкока, в общем, и бедный раздолбанный Пномпень.
При этом юные бирманцы, как гастарбайтеры из Бирюлево, покупают хоть левый – но Блэкберри или Айфон, отказывая себе порой в еде. В Камбодже смазливая кхмерка гордо отвернет носик, если окликнувший ее фаранг (тут говорят – «баранг») бедновато одет. Хотя не бедновато на ее глазок – это распахнутая на китайский манер рубаха, голда на пузе и сверкающий «Ролекс» за $20. Городская молодежь Лаоса, глядя на вчерашних компартийных бонз на «Бентли» и «АМГ» (расслоение тут дичайшее), спешит затянуться в левый «Луи Виттон» и «Дольчегабану». Забавно наблюдать, как под Аркой независимости молодые лаосцы кучкуются по имущественному цензу. А тест-драйвы на лаосском ТВ, где экспертами по премиум-тачкам выступают генералы местного ГАИ в пиночетовских фуражках – это вообще нечто.
Мойка машины во Вьентьяне – столице бедного Лаоса
Гламурные лаосцы под Аркой независимости. Вьентьян
Негламурные лаосцы. Там же
Я все это к тому, что уставшему от консьюмеризма соотечественнику лучше поехать в братскую Беларусь, где иммунитет против глобализации действительно пока сохранился, чем искать единомышленников на бедном краю земли. Ибо, прежде чем отрицать потребительство, бедному человеку надо сначала набить живот. А потом поднять планку образования до осознания важности таких вещей.
Да и вообще не уверен, что в мире сегодня есть приятное место, куда можно гарантированно сбежать от глобализации. Возможно, ее признаков нет в каком-нибудь пыльном Белуджистане или в Зоне Племен, где где вместо птиц летают дроны и где вас могут убить за слово «Москва». Я искренне уважаю этнографов-любителей, которые туда добираются и рассказывают об этом нам, жалким рабам комфорта. Но вряд ли потреблятство и в самом деле кому-то так противно, чтобы терпеть этот средневековый ужас долгое время.
Виктор Ядуха, сотрудник ИА «Росбалт» – специально для «Нового Региона», июль 2011
Продолжение читайте каждую среду в авторской колонке Виктора Ядухи на «НР».
Москва – Пхукет, Виктор Ядуха
© 2011, «Авторская колонка Виктора Ядухи»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».