Авторская колонка Виктора Ядухи на «НР»: Где тут у вас не едят? (ФОТО) Как тайцы воплотили русскую мечту о доступном общепите
Попадая в Таиланд, русский человек обычно поражается обилию точек общепита. Даже глубокой ночью здесь вас накормят дюжиной разнообразных и вкусных блюд. И все это за копейки. Дело не только в местном плодородии и культе еды, но и в тайских законах, которые позволяют жить малому бизнесу. В отличие от российских.
Обо всём этом читайте в авторской колонке Виктора Ядухи на РИА «Новый Регион»:
Предыдущие выпуски:
«Generation П» уезжает в Таиланд /// И Пелевин тоже > > >
Дауншифтинг, которого нет /// Рая за $30 в день – не бывает. И под пальмой нужно работать > > >
Маленький белый человек (ФОТО ПО ТЕМЕ) /// Почему русские становятся ниже китайцев? > > >
Если у вас в голове нон-стопом играет «Еду в Магадан», зачем вам Таиланд? > > >
Убить с улыбкой /// Чем Таиланд похож и не похож на Кавказ > > >
Надежда бедных /// Чем обернется для русских второе пришествие Таксина Чиннавата > > >
Таиланд может подорожать /// «Эра туризма без потрясений» грозит положить конец демпингу > > >
Черти в тайском омуте (ФОТО)/// О чем стоит знать русскому секс-туристу > > >
«Потреблятский» Индокитай (ФОТО)/// Стоит ли русскому бежать от глобализации в Юго-Восточную Азию? > > >
Как большинство экспатов, я зарабатываю на родине, а в Таиланде трачу, в чем собственно и заключается одна из главных прелестей местной жизни. Но работа по удаленке смещает режим. К концу московского рабочего дня, когда в нерезиновой еще открыты сетевые кафе с чаем по 70 рублей за чашку, в Таиланде уже десять вечера. И восстав из-за лэптопа под темным окном, я начинаю ломать голову: «А чего бы такого поесть?».
Окажись я в 22.00 дома в Москве, я наверное потопал бы пешком в «Перекресток» (брать машину уже нельзя – паркинг займут), а потом или готовил бы, или жевал сухомятку. Здесь европеизированные кафе и фаст-фуды в этот час тоже закрыты, но это ерунда. У меня другая проблема – слишком широкий выбор любимой тайской еды.
Мысленным взором окидываю с десяток ночных точек в радиусе 3 км от дома. Говяжий супчик с рисовой лапшой и базиликом (30 бат) или такой же куриный? Супы с уткой или красной свининой (40 бат)? Нежная каракатица в собственных чернилах (25)? Свиные стейки-гриль (по 50)? Салат из зеленой папайи с креветками, арахисом и зеленью (30)? Сифуд с рисом в кокосовом молоке (70)? Жареный сибас или тунец? Китайские пельмени? Свежие устрицы с лаймом, чили и жареным чесноком по 25 бат штука? Тонкие как воздух блинчики с бананами и сгущенкой?
Мясное и рыбное изобилие по ценам от 10 бат (1 бат примерно равен 1 рублю)
Все это можно купить в простых кафешках 4х7 метров с пластиковыми столами, или вовсе с «макашниц» – передвижных мотокухонь с газовой горелкой и разделочным столом. По ночам они обычно жмутся к витринам круглосуточных «Севен-Элевнов» или медленно барражируют у скопления баров и ресторанов. Каким бы скромным ни было кафе, вы всегда получите здесь чистейшие тарелки и приборы, блюдо с зеленью, бесплатную питевую воду со льдом и полный набор специй. А если это макашница – все завернут по отдельности в пакетики «фо тейк эвей» и снабдят салфетками. Улыбка и пара беззлобных шуток обычно прилагаются.
Типичная макашница – так русские в Таиланде называют мотокухню. В данном случае, с сосисками и фишболлами
Макашница с фруктами. Толстая ледяная «подушка» не дает им портиться
И это еще далеко не все. Днем выбор еды здесь на порядок больше: рынки, площадки на набережных, на оживленных улицах. Можно тормознуть макашницу, обогнав на трассе, и получить порцию сом-тама с куриным шашлычком прямо на обочине. Еда здесь повсюду, ее много и вся она почему-то вкусная. Не случайно на кухнях у некоторых тайцев вообще нет плиты – микроволновки хватает.
Готовая еда на рынке. Порции супа и вторых блюд вирутуозно помещены в герметичные пакетики, схваченные резинкой. Продавец делает это за пару секунд
Почему же тайцы смогли сделать доступный и приличный общепит, а мы нет?
Дело не только в изобилии местной земли и моря, особенностях кухни и национальном культе еды. Опросы показывают, что если в РФ число желающих открыть собственный малый бизнес с 2000 года стремится к нулю, то в Таиланде оно просто зашкаливает. Потому что открыть кафе или магазинчик гражданину Таиланда неизмеримо проще.
Любому, кто рискнет открыть кафе в бывшем СССР, придется пройти все круги бюрократического и коррупционного ада. Даже на малюсенькую забегаловку в пару столов нужно купить разрешения от всех надзорных ведомств, за апдейт которых потом придется ежемесячно платить. Документов столько, что без бухгалтера не обойтись. Налоговая шкала регрессивная. И если наш ПБОЮЛ через все это проходит, каждая зубочистка в его забегаловке потом будет золотой. А блюда – невкусными. Поэтому отдельно взятых маленьких кафешек в русских городах так мало: все захвачено сетями, конкуренции между которыми почти нет – каждая оккупирует «свой» район. Ведь владелец сети общепита – это как правило вице-мэр. Или его жена.
Чтобы открыть такое кафе, достаточно найти помещение и зарегистрироваться. Ну и вложиться, конечно
Гражданину Таиланда для открытия мелкого кафе, магазинчика или покупки макашницы не нужны ни разрешения, ни лицензии. Санкнижка, представьте, тоже не нужна – и ведь никто не травится. Чтобы открыть магазин площадью 50-70 кв.м, достаточно найти помещение и зарегистрироваться как предприниматель. Регистрация бесплатна и занимает около недели. На алкоголь нужна лицензия, но ее легко купить за 10 минут. Розничная цена на большинство товаров указана производителем на упаковке, прибыль с разницы между оптовой и розничной ценой облагается прогрессивным налогом, при низкой прибыли налог не взимается.
Санкнижка владельцу этого кафе не нужна – и никто обычно не травится
При годовой выручке 300 000-400 000 бат коммерсант платит 10% от прибыли, приводит пример русский таевед Александ Машинцев. При этом из суммы налога вычитаются затраты на ребенка – 15 000 бат и 8500 бат на обучение. Кроме того, предусмотрены скидки: личная для владельца бизнеса и для супруга – по 30 000 бат, возможны вычеты из суммы налога за счет личного страхования – до 90 000 и скидка на страховку мужа, вычитаются и проценты по ипотеке – до 100 000 бат. Из доходов вычитаются различные представительские расходы. Например, если бизнесмен пригласил партнера в ресторан, то это законно вносится в налоговую декларацию. В результате, после всех вычетов предприниматель с выручкой до 500 000 бат в год заплатит всего несколько тысяч бат налогов.
А вот конкуренция здесь очень высокая. И об эту конкуренцию обожглось здесь уже немало русских бизнесменов. После эйфории первого визита они покупают здесь бар (нелегально, на подставное тайское физлицо), а потом удивляются: почему бизнес так легко здесь открыть и так трудно вывести хотя бы в ноль? Да потому что норма прибыли тут обычно не превышает здесь 7% – в России за такую никто работать не сможет, да и не захочет.
Но это одна из причин, почему в Таиланде такие низкие цены.
Виктор Ядуха, сотрудник ИА «Росбалт» – специально для «Нового Региона», июль 2011
Продолжение читайте каждую среду в авторской колонке Виктора Ядухи на «НР».
Москва – Пхукет, Виктор Ядуха
© 2011, «Авторская колонка Виктора Ядухи»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».