Брюссель: Россия не готова к безвизовому режиму с ЕС Европейские чиновники не нашли свободы передвижения в РФ
Российские дипломаты с 2008 года обещали скорое установление безвизового режима между ЕС и Россией. Два года назад глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что «Россия готова ввести безвизовый режим в любой момент», а в 2009 году председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев обещал, что жители страны получат свободный въезд в Европу уже с этого года. Однако в Брюсселе не спешат принимать предложения Москвы. Одним из главных возражений европолитиков стало отсутствие в России фактической свободы передвижения. К примеру, иностранец, прибывший в Москву, не имеет права выехать в соседний город без разрешения властей. Кроме того, в Европе опасаются притока нелегальных эмигрантов через российские территории.
Российское руководство представило в Брюссель проект соглашения об отмене визового режима между ЕС и РФ. Летом, отчаявшись добиться от европейцев внятного ответа на вопрос, когда это может произойти, российские власти пошли на крайнюю меру. На июньском саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону глава Евросоюза Херман ван Ромпей и руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу были очень удивлены, когда им вручили российский проект соглашения об отмене виз «Соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом об отмене визовых требований для граждан Российской Федерации и Европейского союза», пишет «Коммерсант».
Соглашение предусматривает безвизовый въезд россиян в любую страну Евросоюза, равно как и безвизовый въезд в РФ для всех граждан ЕС, с взаимным правом отказывать во въезде тем, чье пребывание признано нежелательным. Отдельно в документе прописано послабление для тех, кто по уважительной причине превысил срок пребывания в РФ или ЕС. Они не будут подвергаться санкциям и могут выехать на родину «без необходимости получения визы или иных разрешений компетентных органов государства пребывания». Пятистраничный документ предусматривает как приостановление его действия (для этого одна из сторон должна лишь уведомить о своем решении другую как минимум за 72 часа), так и разрыв соглашения: он прекращает свое действие через 90 дней после принятия Москвой или Брюсселем такого решения. При этом текст документа предусматривает, что он является бессрочным.
В переданном Брюсселю соглашении, которое должно быть переведено на русский язык и 20 языков стран-членов ЕС, отсутствует одна важная вещь – дата и место его подписания. Даже приблизительно ответить на вопрос, когда оно может быть подписано, не могут ни в Евросоюзе, ни в России.
Напомним, что российские дипломаты уже два года обещают скорейшую отмену визового режима со странами Евросоюза. Одним из первых об этом публично объявил в декабре 2008 года глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая перед представителями Ассоциации европейского бизнеса. Спустя год, в декабре 2009 председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев пообещал, что визовый режим будет отменен с следующем году: «Очень хорошие новости ожидают нас в 2010 году». При этом, Косачев ссылался на заявление главы итальянского МИД Франко Фраттини, который увязал принятие странами союза Лдиссабонского договора с будущей свободой пересечения границ востока и Запада. Как уже писал «Новый Регион», Фраттини, Фраттини пояснил, что до появления Лиссабонского договора, проблема въездного реджима для отдельной страны решалась по принципу единогласия, так что любая недовольная страна имела право вето. Но сейчас вопросы визового режима будут решаться квалифицированным большинством голосов. Правда, еще ранее председатель Еврокомиссии Романо Проди обозначал в качестве даты отмены визового режима между ЕС и РФ 2008 год. До сих пор внятной реакции Брюсселя на предложения как Москвы, так и отдельных европейских государств не последовало.
Эксперты называют две причины негласного отказа Брюсселя в ведении безвизового режима для России. Первая – политическая. В частности, это распространенная в ЕС точка зрения о том, что визовые преференции первыми должны получить страны постсоветского пространства, стремящиеся к сближению с ЕС и входящие в программу «Восточное партнерство». Программа распространяется на Белоруссию, Азербайджан, Армению, Грузию, Молдавию и Украину и помимо повышенного внимания к ним со стороны Евросоюза предполагает выделение финансовой помощи на реформы. Горячими сторонниками преимущественного поощрения именно этой «проевропейской» шестерки являются такие страны, как Польша, Латвия, Литва и Эстония. Их позиция заключается в том, что Россия не должна получить безвизовый режим с ЕС раньше, чем Украина, Грузия или Молдавия.
Еще одна причина – более серьезна и далека от политических спекуляций. Брюссельские чиновники отмечают, что, требуя для граждан РФ свободу передвижения по европейскому континенту, российские власти не предоставить такую свободу на своей территории – ни своим гражданам, ни гостям страны.
Чаще всего в Евросоюзе сетуют на то, что его граждане должны не только заполнять при пересечении российской границы миграционную карту, которая отсутствует как явление при въезде в страны ЕС, но и по прибытии вставать на миграционный учет.
Громоздкая и вдобавок платная процедура учета предполагает, что сторона, принимающая иностранца, должна в течение суток представить копию его паспорта, уведомление о его прибытии и миграционную карту в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) или направить все это по почте, уплатив за услугу 180 руб., а российскому государству – госпошлину в размере 2 руб. за каждые сутки пребывания. Только после того как ФМС, проставив необходимые отметки, вернет отрывную часть уведомления принявшей иностранца стороне, пребывание гостя в России будет считаться законным.
В Европе этого порядка понять не могут. Как не понимают и того, почему иностранцы должны уведомлять ФМС о своем передвижении внутри России, если они, будучи приглашенными в Москву, вздумают посетить, например, Калугу. При этом россиянин, получивший визу одной из стран ЕС, может без дополнительной бюрократической волокиты спокойно пересечь хоть с десяток границ внутри Евросоюза.
В предложенном ЕС соглашении есть пункт, отменяющий учет приезжих. Но Брюссель требует реформировать миграционную политику РФ «авансом». Как отмечают в Брюсселе, у ЕС есть вопросы и к порядку выдачи российских виз: «Целый ряд стран ЕС выдают россиянам многократные визы. А ответной реакции не наблюдается – иностранцу непросто получить долгосрочную российскую визу».
Кроме того, Брюссель волнует противодействие незаконной миграции. Для такого беспокойства есть конкретные причины. Во-первых, жители РФ ездят в ЕС значительно чаще, чем европейцы в Россию. В 2009 году зафиксировано около 9,3 млн поездок граждан РФ в страны Евросоюза, тогда как жители ЕС немногим более 5 млн раз въезжали в Россию. Во-вторых, Россия стоит на втором месте в списке стран, чьи граждане желают получить в ЕС убежище. По данным Eurostat, в прошлом году с такой просьбой к европейским властям обратилось 20 075 россиян (афганцев было ненамного больше – 20 410). Во-вторых, РФ входит в пятерку государств, исправно поставляющих в Евросоюз нелегальных иммигрантов.
Москва-Брюссель, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».