Туристы будут сами себе выплачивать компенсации за банкротство турфирм Страховщики отказываются иметь дело с крупными туроператорами
Банкротство «Ланта-тур», после которого пострадавшие клиенты потребовали со страховщиков 200% от суммы фингарантий компании, вызвало панику у всех причастных – от чиновников Минфина и туроператоров до страховых компаний. Ведомства спешно предлагают варианты, как избежать такой ситуации. Минфин предложил страховать всех туристов минимум на миллион. Участники рынка турстрахования наотрез отказались в будущем расплачиваться с туристами из «своих» денег. И предложили два варианта: либо отдыхающие покупают отдельные полисы на случай банкротства турфирмы, либо туроператоры сами создают компенсационные фонды и из этих средств рассчитываются со своими клиентами.
Минфин подготовил законопроект, предусматривающий, в частности, поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ». Одно из требований – медицинские и медико-транспортные расходы туристов должны быть застрахованы независимо от требований законодательства страны временного пребывания. Сейчас такая страховка на сумму в 30 тысяч евро (около 1,16 миллиона рублей) обязательна только для отправляющихся в страны Шенгена – без нее консульства этих государств не выдадут визу. На таких массовых направлениях, как Турция и Египет, туроператоры оформляют страховки исключительно по своей инициативе; размер страхового покрытия составляет, как правило, 15 тысяч долларов. Стоимость полиса с покрытием в 15 тысяч долларов обходится туристу в 30-50 центов в день, а с покрытием в 30 тысяч евро – около одного евро в день, питшет «Коммерсант».
В свою очередь, туркомпании предложили увеличить объем фингарантий для крупных операторов. Первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович призвал привязать фингарантии для крупных компаний к обороту туроператоров, который порой может достигать и миллиарда долларов, пишет «Независимая газета». Таким образом, в случае банкротства особо крупного туроператора, обслуживающего иногда сотни тысяч клиентов в год, все пострадавшие потребители могут рассчитывать на своевременную компенсацию, считают авторы идеи.
Все эти предложения вызвали участившиеся в последние годы случаи банкротства крупных туроператоров. Все заинтересованные стороны, а, особенно, страховые компании, были напуганы банкротством «Ланта-тур». Как ранее сообщал «Новый Регион», в 2010 и 2011 годах компания «Ланта-тур» обслуживала по 100 тысяч туристов. Средняя стоимость тура превышала 30 тысяч рублей. Общий объем страхового обеспечения компании составлял минимально возможные по закону 100 миллионов рублей. Когда после банкротства все пострадавшие клиенты обратились за страховыми выплатами, обнаружилось, что шести тысячам претендентов причитается более 180 миллионов рублей, или на 80 млн. рублей больше, чем было внесено оператором на счет страховщика.
В «Ингосстрахе», столкнувшись с массовым обращением пострадавших туристов за страховыми выплатами поспешили объявить: «Случай с «Ланта-тур вояжем» показал, что система фингарантий не совершенна и ее надо менять».
Страховые компании, столкнувшись с неприятной перспективой не только систематически собирать деньги, но и внезапно выплачивать крупные суммы клиентам из «своего кармана», не вдохновились такой перспективой. И стали, наряду с ассоциациями туроператоров и Минфином, искать способы, как избежать подобных ситуаций. В первую очередь страховщики предложили туристам самим оплачивать свои возможные компенсации. Например, покупая отдельный полис на случай банкротства туркомпании. Еще один способ, предложенный страховщиками – оставить обеспечение гарантий клиентов на сами турфирмы. «Туристические фирмы должны сами создавать компенсационные фонды, которые будут задействованы в случаях банкротств» – предложила директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования» Зинаида Кузьмина.
«Никакая страховая компания не застрахует туроператора с оборотом 1 миллиард рублей на 300 миллионов рублей. Это разорит страховую компанию», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева.
Подтверждают это и сами страховщики: «После кризиса с «Ланта-тур» многие страховщики подумывают об уходе с этого рынка, так как текущие сборы уже не компенсируют убытки».
Представители туротрасли призвали СМИ «не нагнетать панику» по случаю возможного удорожания туров. В частности, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина отметила, что пока идет лишь обсуждение разных вариантов изменения законодательства. И не факт, что увеличение фингарантий приведет к повышению стоимости туров.
Москва, Алесей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».