AMP18+

Туризм

/

Принуждение к скидкам: ФАС ищет способы управлять ценами авиаперевозчиков (ФОТО) Финконтролеров удивили завышенные цены на авиабилеты в РФ

image

Российские антимонопольщики вместе с коллегами из СНГ и ЕС собираются проверить обоснованность цен на билеты у российских авиаперевозчиков, а также «прозрачность» и оправданность дополнительных сборов. ФАС и клиентов, в первую очередь, не устраивают разница в стоимости билетов при одинаковом сервисе и отсутствие скидок на полупустые рейсы. В аналогичных условиях в ЕС скидки на нераспроданные чартеры составляют до 70-80% стоимости билета. Основательно проредив рынок авиаперевозок от «малых» авиакомпаний, госструктуры пытаются компенсировать отсутствие конкуренции прямым управлением ценами.

Вопросы, связанные с тарифной политикой и системами продаж авиабилетов, планируется обсудить на одном из заседаний экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте. К этой работе также подключатся представители антимонопольных органов стран СНГ, а в перспективе, возможно, и некоторых государств Евросоюза, пишет «Российская газета».

«В рамках своих полномочий регуляторы должны исключить возможность злоупотребления авиакомпаниями, доминирующими на рынке, своим положением, в том числе путем ценовых манипуляций», – пояснил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Ротенберг.

Отметим, что попытка государственного регулирования цен на авиаперевозки является попыткой смягчить принудительное избавление рынка от «избыточной конкуренции». В течение последних лет госструктуры-контролеры различных уровней успешно вели кампанию по выдавливанию с рынка независимых авиакомпаний. Результатом стало исчезновение или поглощений «малых» авиаперевозчиков копаниями, так или иначе связанными с государством. Отсутствие конкуренции не могло не отразиться на стоимости и качестве услуг новоиспеченных монополистов. Чтобы компенсировать отсутствие конкуренции, ФАС предприняло первые попытки принудительно регулировать ценообразование.

В ФАС предполагают контролировать ценообразование на рынке авиаперевозок через компьютеризированные системы продаж, используемые авиакомпаниями. Каждая из таких компьютерных программ имеет свою долю российского рынка и имеет свои особенности. Одна из них – система управления доходами (RMS). С ее помощью авиакомпании регулируют загрузку воздушных судов.

Компьютер, исходя из данных о количестве пассажиров, в том числе и в прошлых сезонах, анализирует распределение потоков по рейсам, маршрутам и датам, поясняет газета. На основании полученных результатов программы строят детальные прогнозы загрузки рейсов. Благодаря данным, которые предоставляет RMS, аналитики авиакомпании получают возможность моделировать коммерческую загрузку рейсов с учетом конъюнктуры спроса.

Считается, что авиакомпании, вооруженные таким инструментом, получают на рынке перевозок определенные преимущества. По некоторым данным, применение этих систем увеличивает доход авиакомпании на 4-6 процентов в год. В целом использование RMS отвечает потребностям рынка и способствует развитию конкуренции между авиакомпаниями.

Антимонопольщики хотят выяснить, насколько системы управления доходами отвечают возложенным на них функциям по регулированию тарифных предложений в зависимости от времени продажи билета, характеристик по условиям применения тарифов и продажи билетов, от степени загрузки воздушного судна.

В числе вопросов, которые волнуют ФАС, и такие: влечет ли падение спроса на билеты на том или ином рейсе автоматическое снижение цен, что было бы очень логично, и кто вообще определяет работу компьютерной программы: разработчик или перевозчик.

Участники рынка признаются, что компьютеризированные системы управления доходами действительно исключают возможность распродавать со скидками пустующие кресла в самолетах. Задача такой системы – продать дорогие и дешевые билеты в таком соотношении, чтобы авиакомпания получила максимальную прибыль. То есть, многие (если не все) такие системы при расчетах выдают результат, полностью устраивающий перевозчиков: 20 пассажиров, купивших билеты на 10 тысяч рублей оказываются для компании выгоднее, чем 40 клиентов, купивших билеты за 5 000. Благодаря такой политике и вылетают за рубеж полупустые чартеры, а билет на перелет из Москвы в какую-инбудь восточноевропейскую столицу может стоит дороже трансатлантического чартера из Испании в Бразилию.

Задача системы – не облагодетельствовать пассажира, а принести авиакомпании максимальную прибыль, – утверждают противники вмешательства ФАС в ценообразование авиакомпаний. Государственное регулирование перевозок допустимо лишь при государственном субсидировании авиакомпаний, уверяют участники рынка. Например, в виде отмены НДС на авиабилеты: «Для социальных линий внутри России это разумно и оправданно. Но для других направлений, на которых субсидий нет, государство должно смириться с рыночным ценообразованием».

image

Российским авиаперевозчикам выгоднее продать несколько мест по максимальной цене, чем продавать чартеры целиком, но со скидками

image

Государство избавило крупные компании от конкурентов. Теперь оставшиеся перевозчики диктуют условия в ответ на попытку ФАС принудительно контролировать ценообразование.

Москва, Алексей Усов

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Поволжье, Сибирь, Центр России, Юг России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм, Фоторепортаж, Экономика,