Губернаторы разучились пиариться. Как Кобылкин, Якушев и Комарова потратили медийные деньги
Власти Ямала, Югры и Тюменской области проводят аукционы по освещению работы чиновников в СМИ. «Новый День» проанализировал госзакупки региональных администраций, чтобы выяснить «медийные» предпочтения политического истеблишмента. Речь не идёт о региональных изданиях и телеканалах, которые финансируются из бюджетов напрямую, только о независимой прессе.
Расчётный период – с марта 2017 года по март 2018 года. Стоит отметить, что это лишь те расходы, которые удалось найти на сайте госзакупок. Судя по конкурсам, у правительства Натальи Комаровой нет любимчиков среди СМИ. Она заинтересована в том, чтобы как можно больше изданий разного уровня рассказывали о Югре. Правительство автономии заключило за год более 20 контрактов с представителями прессы с одинаковой суммой – порядка полумиллиона. Среди них – федеральные издания, такие как «Россия сегодня», «Российская газета», окружные – «Уралполит.ру», «Накануне», и местные – «UgraNow», «NV 86.ru», «siapress.ru». Общая сумма – порядка 11 млн рублей.
У аппарата Дмитрия Кобылкина в приоритете «Комсомольская правда» (несколько контрактов на сумму около 2,7 млн рублей). Всего же правительство ЯНАО заключило контрактов на общую сумму порядка 18 млн рублей. При этом часто они заключаются не напрямую, а через посредников. Ещё один крупный договор – с ООО «Страна-онлайн» на создание ТВ-сюжета на федеральном телеканале – 3,3 млн рублей. Аппарат губернатора также выбрал в качестве площадки для рассказа о достижениях Ямала такие СМИ как «Россия сегодня», «Интерфакс», ТАСС (от 1 млн до 1,5 млн рублей).
Подчинённые Владимира Якушева заинтересованы в освещении тюменских событий главным образом на ВГТРК, хотя и имеют несколько крупных контрактов с «Комсомольской правдой» – от двух до четырёх миллионов рублей. В числе выбранных для освещения работизданий – «СургутинформТВ» (контракт на четыре млн рублей), «Коммерсант», «АиФ-Урал». Общая сумма контрактов – порядка 50 млн рублей.
Напомним, все регионы содержат собственные СМИ – информационные агентства, газеты, телерадиокомпании. Они финансируются через целевые субсидии и другие механизмы. Кроме того, контракты заключают и отдельные ведомства, а также отдельные муниципалитеты.
По версии политолога Павла Манченко, политика властей Югры позволила региону улучшить отношения с прессой, при этом Ямал может столкнуться с проблемой. Эксперт говорит, что власти Югры опробовали несколько стратегий отношений с медиа. Первое – полное игнорирование всех, кроме тех, что учреждены правительством. Второе – это акцент на федеральных СМИ. И третье – это попытка взаимодействия с максимальным количеством медиа. Каждая из этих концепций была реализована различными заместителями губернатора. Первая – Ильёй Петровым, вторая – Андреем Филатовым, третья – Алексеем Шипиловым. Третья концепция, на сегодняшний момент, по версии Павла Манченко, самая действенная.
«В первом случае Югра имела масштабный негатив в части информационного сопровождения работы губернатора. Во втором случае, закрыв федеральный блок, власть осталась один на один с наиболее востребованными на территории местными СМИ. Это не решало главной задачи – достижение максимального уровня поддержки населением власти региона. Сегодняшний вариант не является идеальным, но так или иначе он принёс результат. В информационном пространстве региона не отражаются конфликты, формирующие негатив по отношению к окружной власти», – сказал собеседник.
Он предупредил, что на Ямале Дмитрий Кобылкин может столкнуться с теми же трудностями, что и ранее Наталья Комарова, потому что сейчас в самом северном округе «матрёшки» реализуется вторая концепция. Губернатор автономии слишком много внимания уделяет федеральным арктическим проектам и федеральным СМИ в ущерб местной повестке.
При этом, по мнению политолога, в Тюмени реализована самая грамотная информационная стратегия. Избирательно выстроено взаимодействие с федералами и задействованы механизмы мотивации для местных СМИ. «Не знаю, через какие инструменты – финансово-промышленные группы, муниципалитеты или какие-либо другие, но результат налицо», – заключил эксперт.
С ним не согласен другой политолог, директор института региональной стратегии Александр Безделов. По его мнению, губернаторы не только «тюменской матрёшки», но и остальных регионов вынуждены заключать контракты с федеральными СМИ. Иначе никакой информации о территории в эфире просто не появится. Это стандартная практика и делать на этом акцент не стоит.
А вот медиаконцепция правительства Натальи Комаровой вызывает у него сомнения. «Наталья Владимировна всегда выбивалась из общего ряда. Внутриполитическое ведомство ХМАО отстаёт от соседей и не может работать даже с местными СМИ, видимо, именно поэтому приходится переходить на товарно-денежные отношения. Можно это расценивать и как поддержку местных СМИ. Но это не самый лучший ход – со всеми заключить договоры. Такая стратегия уже даёт сбои. Потому что каждое мало-мальски известное СМИ старается заполучить контракт любыми способами, иногда это доходит до банального информационного шантажа», – рассуждает политолог.
Он также отмечает общую тенденцию: взаимоотношения власти с прессой за последние 20 лет претерпели изменения. «Раньше мы наблюдали серьёзные пиар-службы, которые занимались раскруткой политиков, был креатив, а сейчас пиар низведён до уровня бухгалтерии, отделы связей со СМИ слабые, пиарщики обмельчали. Это плохо не только для губернаторов, но и для отрасли в целом», – резюмировал эксперт.
Тюмень, служба информации
© 2018, РИА «Новый День»