AMP18+

Югра

/

ОАО «Корпорация Развития» начинает тормозить сотрудничество России и Китая Сроки реализации объектов СШХ неизвестны, а рабочим не платят зарплату

На днях уральский полпред Игорь Холманских посетил ЯНАО. Там он лично ознакомился с ходом строительства одного из ключевых объектов, так называемого Северного широтного хода (СШХ) – проекта, который по ряду причин сильно затормозился. Речь идет о мосте через реку Надым. Осмотрев мост-долгострой с борта вертолета Ми-8, Холманских провел закрытое заседание попечительского совета комплексного инвестпроекта «Урал промышленный – Урал Полярный» (УП-УП). Участие в нем приняли губернаторы субъектов – акционеров ОАО «Корпорация развития» (КР). Именно она отвечает за реализацию СШХ и еще недавно у губернаторов Ямала, Югры – Дмитрия Кобылкина, Натальи Комаровой, а также и.о. главы Тюменской области Владимира Якушева было много принципиальных вопросов к КР.

Закрытый совет

Как известно, мост через реку Надым является стратегическим звеном железнодорожного Северного широтного хода – одного из главных проектов корпорации. Причем этот проект контролируется федеральными властями. Не удивительно, что у членов попечительского совета УП-УП накопилось немало вопросов о ходе его возведения. Поэтому и заседание проходило в закрытом от прессы режиме, отмечает корреспондент «Нового Региона». Всем известно, что в последнее время между заказчиком, инвестором и исполнителями надымского мостового перехода возникали многочисленные взаимные претензии. Более того – они едва не вылились в судебные тяжбы. Впрочем, посовещавшись, никто не стал выносить сор из избы: журналистов убеждали, что между еще недавно конфликтующими сторонами «налажен диалог, а работы по возведению объекта, как и их финансирование – продолжаются». Впрочем, ни гендиректор «Корпорации развития» Сергей Маслов, ни губернаторы не учли одного обстоятельства. А именно – что на закрытое совещание отчего-то не пустили директора фирмы-подрядчика надымского моста. Который по этой причине был буквально атакован журналистами. Но об этом ниже.

Известно, что в начале встречи Игорь Холманских сообщил: разработка проекта СШХ завершилась, а готовность к началу строительства линейной части и мостового перехода через Обь в рамках СШХ обеспечена. Об этом же сообщили в пресс-службе губернатора Югры. «В свете последних решений, принятых президентом России во время визита в Китайскую Народную Республику, проект является стратегически значимым и необходим для вовлечения в производство углеводородов Полярного Урала, сокращения сроков транспортировки грузов до экспортных портов Белого, Баренцева и Балтийского морей. Важным аспектом этой работы является создание транспортной схемы с выходом к многофункциональному морскому порту Сабетта. Его реализация, помимо очевидного экономического эффекта, позволит улучшить условия проживания местного населения», – пояснил Игорь Холманских.

СШХ – быть

Уже после окончания совещания губернатор Наталья Комарова подчеркнула, что проект по строительству мостового перехода через Надым играет важную роль не только на уровне субъектов УрФО, но и в масштабах всей страны. «Впереди еще очень много крупных инфраструктурных проектов. Технологии, которые были наработаны на этом проекте, будут применяться и при реализации других инфраструктурных задач. Поэтому всем мостам быть, все дороги будут запущены, и в том числе с использованием инструментария, которым располагает корпорация. Этот проект – большая польза не только для региона, но и страны. Еще очень многое предстоит сделать. Шишки, которые были набиты в этом проекте, помогут нам избежать ошибок в будущем, в том числе и финансовых потерь», – указала губернатор Югры.

Отвечая на вопросы журналистов, полпред констатировал, что по сравнению с прошлым годом постройка моста через Надым значительно продвинулась: «В этом году можно будет открывать автомобильное движение, а в будущем – и железнодорожное».

В свою очередь губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин отметил, что все проекты, реализуемые в рамках СШХ, – затратные и крупные. «Каждый из губернаторов переживает за свой субъект и за свои проекты. На территории Ямала сегодня реализуется два узких места СШХ – мосты через Надым и Обь, – и без финансовой поддержки государства в их строительстве не обойтись», – подчеркнул глава Ямала.

Забытый директор

Вместе с тем никто из участников закрытого совещания не стал раскрывать тему долгов перед подрядчиком надымского моста. Но совершенно случайно эта тема все-таки перестала быть секретной. Дело в том, что гендиректор ООО «Мостострой-12», которое строит мост через Надым, – Алексей Мельниченко – на закрытое заседание не попал. В итоге ему пришлось коротать время в коридоре. Где его и взяли в оборот уральские журналисты, и г-ну Мельниченко пришлось отвечать на неудобные вопросы. Так что, наверное, в закрытый зал его все-таки зря не пустили.

В итоге директору «Мостостроя-12» пришлось признать наличие крупных долгов со стороны ОАО «Корпорация развития». Оказывается, корпорация попросту не платит подрядчику, хотя исправно обещает это сделать. Так вот, по словам Мельниченко, на сегодняшний день КР подтвердила выполнение работ на 1 миллиард 116 миллионов рублей, а возглавляемое им предприятие сдало акты (пока без подтверждения, – прим. НР) еще на 481 миллионов рублей.

Глава «Мостостроя-12» был вынужден признать: подрядчик надымского моста недополучил за уже выполненные работы почти 1,6 миллиарда рублей. И, как стало известно «Новому Региону», гендиректор «Корпорации развития» Сергей Маслов в ходе совещания эту информацию опровергать не стал. Так что расплачиваться за один из ключевых объектов СШХ корпорация вовсе не торопится.

Заодно Мельниченко рассказал, что в строительстве моста сейчас задействовано около 100 человек и 16 единиц техники. Причем задолженность по зарплате перед людьми составляет копится уже порядка трех месяцев. Поэтому деньги для погашения текущих долгов по зарплате «Мостострой-12» выделяет из средств, полученных за выполнение работ на других объектах. Несмотря на столь непростое положение Мельниченко не смог пояснить, что заставило его отказаться от судебного преследования должника. «С корпорацией у нас нормальные рабочие отношения. До конца года мы планируем завершить строительство автомобильной части мостового перехода, железнодорожной – в будущем году, при условии, что финансирование не будет прекращаться. Возведение данного объекта не прекращалось. Но когда полностью прекратилось поступление средств, были снижены темпы», – рассказал журналистам гендиректор.

Почему не платит КР

В свою очередь, близкий к высшему руководству организации представитель КР в беседе с корреспондентом «Нового Региона» чуть-чуть приоткрыл завесу тайны, связанную с неоплатой выполненных работ. По его словам, на днях КР одобрила перевод около 800 миллионов рублей на счет субподрядчика за часть выполненных работ. И, как он утверждает, это несколько снизило напряженность в их взаимоотношениях. Заодно сотрудник корпорации рассказал, что «к «Мостострою-12» накопилось более 900 претензий по качеству выполненных работ, до их устранения речи о приемке, а значит, и о полном расчете с субподрядчиком, быть не может».

Собеседник агентства также пояснил, чем продиктовано решение о поэтапном открытии движения по мосту через Надым – сначала автомобильного, а в 2015 году – железнодорожного. «На сегодняшний день железнодорожная ветка не построена. Какой смысл вкладывать деньги в строительство железнодорожной части моста, если она будет простаивать? Целесообразно направить все ресурсы на скорейшее завершение работ на автомобильной части мостового перехода и открыть его для движения», – полагают в КР.

Напомним, что к 2018 году строительство СШХ должно завершиться в порту Сабетта. Это позволит перенаправить через него основные грузопотоки в страны Восточной и Юго-Восточной Азии по Северному морскому пути. Ну а Сабетта станет ключевым объектом еще и для инфраструктуры проекта «Ямал СПГ». Сам СШХ включает в себя несколько железнодорожных участков и объектов: новый железнодорожный участок Обская – Салехард, новую железнодорожную линию Салехард – Надым, совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также железнодорожные участки Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево, которые необходимо достроить. Но учитывая количество этих ключевых точек СШХ и наличие крупных долгов КР перед подрядчиками, – сроки возведения мостов и железнодорожных веток – до сих пор не ясны.

«Новый Регион» продолжит внимательно следить за судьбой СШХ.

Надым, Павел Зубков

© 2014, «Новый Регион – Югра»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Югра, Ямал, Урал, Центр России, Россия, Транспорт, Экономика,