В Югре обсудили новый налоговый режим для «нефтянки» Предлагаемые нововведения позволят компаниям увеличить объемы добычи
В Ханты-Мансийске состоялось заседание рабочей группы по координации деятельности организаций топливно-энергетического комплекса, осуществляющих производственную деятельность в Югре. Оно было посвящено обсуждению проекта федерального закона о корректировке налога на прибыль от реализации добытой нефти. В совещании, которое прошло под председательством губернатора Югры Натальи Комаровой, приняли участие заместитель министра энергетики Российской Федерации Кирилл Молодцов, директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон, представители нефтегазодобывающих регионов и компаний, научных и экспертных организаций, а также депутаты думы автономного округа.
Открывая заседание, Наталья Комарова отметила, что созданная при правительстве Югры рабочая группа призвана оперативно и глубоко прорабатывать вопросы, связанные с развитием топливно-энергетического комплекса и созданием доброжелательных условий для осуществления деятельности нефтегазовых компаний на территории автономного округа. «Предмет разговора сложился несколько лет назад. Большинство экспертов склоняются к тому, что действующая система налогообложения недропользования в нашей стране не отвечает современным условиям и выработала свой ресурс. Требуются изменения системы налогообложения. При этом задачи по обеспечению эффективности деятельности предприятий, занимающихся добычей углеводородов, должны соответствовать интересам государства и территории, на которой осуществляют свою деятельность компании», – подчеркнула Наталья Комарова.
Кирилл Молодцов в свою очередь отметил, что в настоящий момент нефтегазовая отрасль находится в устойчивой стадии развития. Вместе с тем, для поддержания уровня добычи необходимо стимулировать компании к вовлечению в промышленную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и повышению коэффициента извлечения на уже разрабатываемых месторождениях.
Отметим, рассматриваемый законопроект предусматривает способность организаций добровольно осуществлять переход к системе налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти на период 5 лет. Введение системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти позволит обеспечить изъятие в доход государства сверхприбыли от разработки высокорентабельных запасов, которые в действующей налоговой системе имеют относительно низкую налоговую нагрузку, а также рентабельность разработки как традиционных, так и более затратных трудноизвлекаемых запасов (запасов, не обеспеченных инфраструктурой).
По мнению разработчиков законопроекта, ожидаемый прирост добычи углеводородов организациями, перешедшими на систему налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, позволит увеличить налоговую базу не только по налогу на прибыль, но также налоговую базу для расчета вывозной таможенной пошлины на нефть в случаях реализации углеводородов на экспорт.
Представители нефтегазовых компаний, принимавшие участие в заседании, поддержав общую концепцию законопроекта, высказались за необходимость его принятия, при этом внесли предложения по доработке и совершенствованию нормативно-правового акта.
В завершении заседания губернатор Югры Наталья Комарова поручила руководителю рабочей группы, первому заместителю главы региона Александру Киму, проработать документ с привлечением финансовых экспертов с учетом поступивших предложений, а также провести оценку его влияния на региональный бюджет.
Отвечая на вопросы представителей средств массовой информации по итогам заседания, Кирилл Молодцов отметил, что сейчас есть необходимость пилотного тестирования нового алгоритма. При уровне добычи примерно 523-526 миллионов тонн, ожидаемых в этом году, по словам заместителя министра энергетики России, важно, чтобы система налогообложения, действующая в стране, не была подвергнута каким-либо существенным отклонениям. «Исходя из этого, мы предлагаем определить те проекты, те месторождения, которые могут перейти на новую систему налогообложения, при этом объемы их добычи не будут существенными для общих показателей отрасли. В нашем понимании, это общий объем годовой добычи примерно до 5 миллионов тонн. В нашем смысле это все нефтяные компании, которые вовлечены в такого рода разработку. Сейчас все компании готовят свои предложения. Некоторые уже сформулировали подходы, некоторые сейчас над этим активно работают», – отметил заместитель министра.
В свою очередь Александр Ким подчеркнул, что для автономного округа обсуждаемые налоговые изменения – очень актуальная тема. «Каждая компания должна работать на прибыль, из которой можно сформировать как налоги, так и бюджет развития, и перспективу нефтяной отрасли. Для округа это очень важно, мы находимся в падающей добыче. У нас ресурсы просто огромные, но нам нужны технологии. А в технологии нужно вкладывать деньги. Вот и вся простая формула. Если смотрим в диапазоне на 10-15 лет, то мы обязаны сейчас это сделать», – подчеркнул значимость разрабатываемого документа Александр Ким.
По его словам, при разработке нового налогового режима речь идет, прежде всего, об экономическом балансе. «У нас на месторождениях уже создана инфраструктура, легкую нефть уже практически добыли, 30 процентов осталось. Сейчас тот период, когда нужно уходить в глубину. Это другая экономика и, соответственно, для этой другой экономики нужно делать систему справедливого налогообложения. И этим проектом закона эти задачи тоже решаются, создаются стимулы компаниям заходить на глубокие горизонты, менее выгодные по добыче», – отметил Александр Ким.
В свою очередь, директор энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон отметил, что эффективность действующих налоговых преференций при падении цен на нефть уже не столь очевидна. «Нам нужна эффективная система, которая позволит вовлечь в разработку не вовлекаемые сегодня запасы. Введение этой системы позволит стабилизировать ситуацию, сделать рентабельным бурение, геологотехнические мероприятия, поддержать уровень добычи. На самом деле ситуация такова, что добыча нефти в России может начать падать уже со следующего года. И мы оцениваем, что в условиях сохранения внешних санкций, падение добычи может составить до 70 миллионов тонн к 2020 году. Это может произойти и за счет того, что мы снизим эффективность и объемы горизонтального бурения, ГРП. В России есть свои технологии, но мы немножко отстаем в эффективности, и заместить эти объемы будет достаточно сложно. С падением добычи будут снижаться доходы бюджета, поэтому основная цель введения вот этого нового налога заключается в том, чтобы поддержать и увеличить добычу, реализовать тот добычной потенциал, который в России есть», – отметил Григорий Выгон.
Напомним, что 10 ноября губернатор Югры Наталья Комарова встретилась в Москве с премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Одной из главных тем разговора стала оценка возможных последствий применения «налогового манёвра» для бюджета ключевого нефтедобывающего региона страны – Югры.
По мнению Натальи Комаровой, ожидаемые нововведения в налогообложении, направленные на реализацию «налогового манёвра» в нефтяной отрасли, окажут негативное влияние на доходную часть бюджета автономного округа. В связи с этим, губернатор Югры считает необходимым, чтобы профильные федеральные ведомства провели детальную оценку последствий «налогового манёвра» для бюджетов субъектов РФ, а также разработали и внедрили меры по компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов.
Наталья Комарова подчеркнула, что это необходимо для устойчивого исполнения социальных обязательств, реализации указов Президента РФ и при этом сохранения так называемого «бюджета развития» регионов, направленного на поддержание инвестиционной привлекательности, диверсификацию экономики и снятие инфраструктурных ограничений для экономического роста.
Ханты-Мансийск, Павел Зубков
© 2014, «Новый Регион – Югра»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».