AMP18+

Югра

/

Парламент Югры одобрил инициативу об изменении налогообложения «нефтянки» Нововведения сделают добычу «тяжелой» нефти рентабельной

Депутаты думы Югры одобрили внесение законодательной инициативы о поправках в Налоговый кодекс РФ. Изменения предполагают ввести налог на прибыль от реализации добытой нефти. Предполагается, что нововведение позволит усовершенствовать систему налогообложения в отношении нефтяных компаний, ведущих добычу на территории РФ, за исключением месторождений, расположенных на дне моря в границах РФ.

Действующая налоговая схема сформирована в 2002 году и состоит из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины. Она обеспечивает поступление в пользу государства порядка 85 процентов от прироста цены на нефть. Ее отличительные особенности – ориентация на изъятие выручки, а не обложение налогом конечной прибыли, а также простота администрирования. Система не имеет аналогов в мире и была введена как временная мера до перехода к налогу на финансовый результат нефтедобывающих компаний.

Однако, из-за истощения действующих месторождений растут затраты на добычу нефти. В результате добыча трудноизвлекаемых запасов нефти при существующей налоговой схеме становится нерентабельной. Это приводит к тому, что до 40 процентов доказанных запасов нефти не будут извлечены из-за убыточности. Кроме того, действующий налоговый механизм учитывает некий среднеотраслевой уровень затрат на добычу. В итоге государство не в полной мере изымает ренту с добычи высокорентабельных запасов нефти, которая имеет относительно низкую налоговую нагрузку.

Подтверждением того, что действующий налоговый механизм изжил себя, является достаточно частое применение налоговых льгот в отношении нефтяных компаний. Так, льготный режим действует для шельфовых месторождений, две льготы – по вывозной таможенной пошлине, одиннадцать региональных налоговых льгот, девять – по НДПИ для определённых типов коллекторов и качества нефти. При этом возникает множество трудностей. Требования к получателям льготы сформулированы на основе глубоких познаний в геологии и технологии разработки месторождений. В результате для применения льгот приходится привлекать узких специалистов, что сводит на нет простоту налогового администрирования. Кроме того, действующую систему нельзя назвать гибкой к изменениям цен и курсу рубля.

Переход на налогообложение финансового результата при добыче нефти, по мнению авторов, позволит дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, а также обеспечит рентабельность добычи «тяжелой» нефти и разработки истощенных месторождений, а также на территориях с отсутствующей инфраструктурой. Помимо этого, новая схема будет гибкой к изменению мировых цен на нефть, а также других макроэкономических показателей.

По данным Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года общий объём запасов, поставленных на государственный баланс, составляет 22 миллиарда тонн. При действующей системе налогообложения недропользователи смогут извлечь чуть более 11 млрд тонн, а добыча остального «черного золота» оказывается убыточной. При переходе на налогообложение финансового результата в текущих ценах и уровне развития технологии извлечению подлежит не менее 17 миллиардов тонн.

С учетом того, что от нефтяной отрасли зависит экономическое благополучие страны, переход на новую систему налогообложения предполагается проводить поэтапно. На новый налог изначально планируют перевести небольшое число месторождений, апробировав его в деле. Перечень таких «пилотных» проектов Минэнерго РФ сформировало на основе добровольных заявок нефтяных компаний. Новый налог начнет действовать на отдельных месторождениях, находящихся в разработке ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», Салым Петролеум Девелопмент.

Участники «пилотного» проекта, помимо нового налога на прибыль от реализации добытой нефти, будут платить все иные налоги, включая налог на прибыль организаций, а также таможенную пошлину на вывоз нефти, но при этом будут освобождены от уплаты НДПИ. Законопроект предполагает установить налоговую ставку на прибыль от реализации нефти и попутно залегающих полезных ископаемых в размере 60 процентов: 48 процентов – в федеральный бюджет и 12 процентов – в региональный. Таким образом, прибыль от реализации нефти, добытой в рамках «пилотных» проектов, будет облагаться налогом дважды: по ставке 60 процентов – налогом на прибыль от реализации добытой нефти и по ставке 20 процентом – налогом на прибыль организаций.

Кроме того, плательщики налога на прибыль от реализации добытой нефти не освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций при получении доходов от иных видов деятельности.

Учитывая инновационный для российской налоговой системы характер нововведений, предлагается специальный порядок применения мер налоговой ответственности при его уплате. А именно: в 2016-2018 годах наказание в виде штрафов применяться не будет, а в 2019-2020 годах ставки налоговых штрафов будут снижены на 50 процентов. Полноценная налоговая ответственность в отношении нарушителей начнет действовать с 2021 года.

После апробации налога на прибыль от реализации добытой нефти планируется распространить новый налог в целом на нефтедобывающую отрасль.

Ханты-Мансийск, Павел Зубков

© 2014, «Новый Регион – Югра»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Югра, Урал, Россия, Технологии, Финансы, Экономика,