Перинатальный центр в Сургуте построят на частные средства Государственно-частное партнерство имеет существенные преимущества над финансированием из бюджета
Правительство Югры делает ставку на государственно-частное партнерство (ГЧП) при реализации проекта строительства перинатального центра в Сургуте. Об этом заявил первый заместитель губернатора автономного округа Александр Ким. Как сообщили в пресс-службе главы региона, при этом он подчеркнул, что в условиях бюджетного дефицита использование данного механизма является оптимальным инструментом, позволяющим за 3 года создать в Сургуте современный перинатальный центр, минимизировать риски и избежать роста государственного долга.
Александр Ким напомнил, что разработка проектной документации по перинатальному центру в Сургуте началась еще в 2011 году, а завершилась в 2014 году. По задумке архитекторов, общая площадь центра – 85 тысяч квадратных метров, при коэффициенте полезных площадей – 0,3 (26 тысяч квадратных метров). Из-за продолжительных сроков проектирования некоторые использованные в проекте технологические решения, а также оборудование устарели. Исправить ситуацию помогли специалисты Cанкт-Петербургского НИИ эколого-гигиенического проектирования.
В результате независимой экспертной оценки базовые параметры проектной документации подлежат серьезной корректировке. Так, заявленная площадь объекта решено уменьшить на 21 тысячу квадратных метров, при этом, полезные площади увеличатся с 26 до 43,5 тысяч квадратных метров (коэффициент – 0,68). Это позволит снизить не только стоимость строительно-монтажных работ, но и затраты автономного округа на эксплуатацию перинатального центра.
«Точные параметры проекта будут доработаны уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа совместно с частным партнером в первом квартале 2015 года, как в части строительно-монтажных работ, так и в части спецификаций на оборудование, которые проходят согласование с ведущими экспертами России по рекомендации Министерства здравоохранения РФ. Рассматриваются варианты технологического оснащения центра с учетом курса на импортозамещение – как отечественные, так и аналоги из Южной Кореи, Японии, Индии. По цене они серьезно отличаются от ведущих мировых брендов, и этим можно воспользоваться. По результатам оптимизации будет доработана технологическая и финансовая модель проекта ГЧП», – отметил Александр Ким.
Отметим, что в ближайшее время по проекту создания перинатального центра в Сургуте будет получено исчерпывающее заключение Министерства здравоохранения России. Что касается стоимости реализации проекта в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, то ее ошибочно назвали сметной стоимостью объекта. На самом деле в общей стоимости реализации проекта, помимо сметной стоимости строительства объекта (10,9 миллиарда рублей), включена также компенсация расходов по технической эксплуатации объекта в течение 7 лет (2018 – 2024 гг.), инфляционная составляющая и возмещение процентов по привлекаемым заемным средствам.
По словам первого заместителя губернатора, сумма предусмотренных расходных обязательств автономного округа на возмещение процентов за пользование заемными средствами в течение 7 лет предполагает ставку около 11,7 процента годовых, что существенно ниже текущих ставок на рынке банковских услуг. «Кроме того, соглашение предусматривает возможность досрочного погашения обязательств автономного округа перед частным партнером, что ведет к снижению расходов бюджета, – обратил внимание Александр Ким. – Так, при погашении обязательств в первом квартале 2018 года стоимость проекта составит ориентировочно 12,3 миллиарда рублей. При погашении обязательств в первом квартале 2020 года стоимости проекта составит 15 милиардов рублей».
При этом все выплаты автономного округа в период действия соглашения с 2015 по 2024 гг. носят компенсационный характер и предоставляются только на фактически понесенные расходы, а к моменту ввода объекта в эксплуатацию частный партнер вложит не менее 8 миллиардов рублей собственных или заемных средств.
Использование государственно-частного партнерства при строительстве перинатального центра, по мнению экспертов, оправдано и соответствует практике проектного финансирования инфраструктуры. Так, сопредседатель комитета по ГЧП и инвестиционной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Вдовин отмечает, что в нашей стране реализация инвестиционных проектов с применением механизма ГЧП началась относительно недавно, в основном, в сфере транспортной инфраструктуры, в то время как проекты создания социальной инфраструктуры на условиях ГЧП составляют не более 10 процентов от общего числа реализованных проектов.
Вместе с тем, по его мнению, реализация проекта по созданию перинатального центра в Сургуте показывает, что грамотное структурирование проекта позволяет сделать его привлекательным для инвесторов и эффективным с точки зрения расходования бюджетных средств, а также решить острую социальную проблему в короткие сроки в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Согласно оценке Игоря Вдовина, распределение рисков в рамках реализуемого правительством Югры проекта соответствует лучшей мировой практике: частный партнер несет риски финансирования, строительства и эксплуатации перинатального центра, а государство несет риски, связанные с предоставлением земельных участков, предоставлением государственного финансирования в соответствии с соглашением о ГЧП, а также связанные с изменением законодательства. «Таким образом, проект по созданию перинатального центра в Сургуте может стать успешным примером взаимодействия государства и частного сектора по развитию инфраструктуры здравоохранения, позволить привлечь частные инвестиции в регион и оказать положительный социально-экономический эффект на его развитие. Кроме того, проект может стать крупнейшим проектом в России в сфере здравоохранения, реализуемым на условиях ГЧП», – заключает Игорь Вдовин.
Подобной оценки придерживается и исполнительный вице-президент – начальник центра ГЧП АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов, отмечая, что реализация проекта на основе ГЧП снимает риски государства в части строительства и привлечения финансирования до момента ввода объекта в эксплуатацию, а также исключает необходимость несения существенных единовременных расходов. «Кроме того, реализация проекта на основе ГЧП мотивирует частного партнера к максимальной эффективности строительства и эксплуатации с применением инновационных технологий, за счет чего достигается уменьшение затрат на протяжении жизненного цикла создаваемой инфраструктуры. Традиционная практика реализации проекта на основе государственного контракта не обладает подобными преимуществами», – констатирует Алексей Чичканов.
По мнению экспертов Уральского НИИ охраны материнства и младенчества Министерства здравоохранения РФ, данные медико-технического задания на проектирование перинатального центра соответствуют современным стандартам создания высокотехнологичных объектов в сфере здравоохранения и родовспоможения. «Принимая во внимание проводимую автономным округом работу по оптимизации проекта и вариантов оснащения центра медицинским оборудованием, включая импортозамещение, предлагаемый к созданию центр может стать одним из самых современных в Российской Федерации и в полной мере будет соответствовать целям и задачам деятельности учреждения такого уровня с учетом специфики региона», – отметила директор НИИ Надежда Башмакова.
В свою очередь, директор Института перинатологии и педиатрии федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, главный внештатный специалист неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов отметил федеральную значимость реализующегося в Югре проекта и необходимость его дальнейшего развития: «Сочетание производственного, научного (в прикладном аспекте) и образовательного направлений позволит сформировать региональный научно-производственный кластер охраны материнства и детства, который сможет решать задачи, как регионального уровня, так и участвовать в развитии передовых технологий на уровне Российской Федерации».
Сургут, Ханты-Мансийск, Павел Зубков
© 2015, «Новый Регион – Югра»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».