Десятки тысяч жителей тюменского севера оказались отрезаны от «большой земли» РЖД «оптимизировало» работу билетных касс в ХМАО и ЯНАО
На небольших станциях Тюменского севера, таких, как Пыть-Ях, Салым, Тарко-Сале, резко сократилось время работы билетных касс. Там, где раньше касса работала в течение всего дня, а то и в ночное время, заветное окошко стало открываться всего на 2-3 часа. Мало того, некоторые кассы закрылись вовсе. С данной ситуацией последние несколько недель разбирался депутат Тюменской областной думы Гарри Столяров.
По словам тюменского законодателя, он тщательно изучил работу железнодорожных касс на территории своего избирательного округа. Заняться этим в срочном порядке, перекроив ранее сложившиеся планы, его побудили многочисленные жалобы избирателей.
Посетив несколько таких станций, поговорив с авторами жалоб на месте, депутат воочию убедился: для многих северян (счет идет на десятки тысяч) желание воспользоваться услугами железнодорожного транспорта превратилось в огромную проблему. Собеседники Гарри Ивановича рассказали ему множество конкретных случаев, когда потенциальные пассажиры остаются на перроне, а поезд уходит без них, и только потому, что у них не было возможности купить билеты.
Однажды бригада рабочих, отработавшая вахту на нефтяном месторождении, была вынуждена целые сутки болтаться в вокзальном помещении станции Пыть-Ях. Ребята по очереди корчились ночью на неудобных скамейках, пытаясь хоть как-то уснуть. Другой случай: на станции Салым в аналогичной ситуации оказалась пожилая женщина, которая торопилась на прием к врачу в областную больницу. Но опоздала. Чем все для бабушки кончилось – неизвестно.
Объяснить логику действий железнодорожного ведомства не сложно: они осуществляются в рамках реализации программы оптимизации расходов. Сложнее объяснить другое: почему при этом РАО РЖД пустило под откос интересы пассажиров?
Между тем, считает Столяров, можно было и оптимизацию проводить, и людей не обижать. Очень просто: если нужно сэкономить на зарплате персонала, в данном случае – кассиров, поставьте на каждой станции терминалы самообслуживания. Такими терминалами достаточно давно оборудованы крупные железнодорожные станции. Пассажир с помощью этого устройства самостоятельно оформляет покупку проездного документа, пользуясь банковской картой, или распечатывает билет, заказанный и оплаченный ранее через Интернет. Кассир при этом не нужен. Хотя и на крупных станциях не все в порядке – например, нет возможности приобрести электронный билет в день отправления, а ведь довольно часто складывается ситуация, когда человек вдруг узнает, что ему необходимо выехать именно сегодня.
«Учитывая, – говорит депутат, – что у нас на северах из многих мест можно выбраться на «большую землю» преимущественно по железной дороге, подобная ситуация приводит к тому, что людей ограничивают в их конституционном праве свободы передвижения. Это дискриминация по территориальному признаку, не больше и не меньше!»
Гарри Столяров не может говорить на эту тему равнодушно: «Экономить, оптимизировать расходы необходимо, с этим трудно спорить, но нельзя же делать это бездумно, механически! У нас масса публикаций в прессе на тему: на железных дорогах в Соединенных Штатах количество персонала в расчете на километр пути в девять раз меньше, чем в России. Так что, в РАО РЖД пошли на сокращения в попытке сделать «как у них»? Но при этом не мешало бы учесть уровень оснащенности американских железных дорог всякого рода автоматикой и электроникой. Может быть, заимствование зарубежного опыта стоит начинать именно с этого конца?
Схожая ситуация на АвтоВАЗе: на конвейере занято примерно в десять раз больше людей, чем на автосборочных производствах в Японии. Но никому же не приходит в голову сократить количество рабочих на сборке в десять раз, не заменив их роботами. Потому что итог такой реорганизации был бы просто плачевным. А на наших железных дорогах, оказывается, подобные действия возможны. Потому что страдают «всего-навсего» интересы пассажиров».
Парламентарий намерен добиться того, чтобы на Тюменском севере терминалы самообслуживания были установлены на каждой железнодорожной станции, независимо от того, большая она или маленькая. На днях он попросил своих коллег-депутатов его поддержать и от имени всей Тюменской областной думы обратиться в министерство транспорта Российской Федерации, с тем, чтобы министерство обязало РАО РЖД восстановить справедливость по отношению к жителям глубинки, ставших невольными жертвами проведенной железнодорожным ведомством оптимизации.
«Если наше обращение в минтранс не поможет, – говорит Гарри Столяров, – будем стучаться в другие двери. Можно обратиться в правительство Российской Федерации, написать коллективное письмо президент. Однозначно – эту тему мы без внимания не оставим».
Тюмень, Сургут, Салехард, Святослав Булгарин
© 2016, РИА «Новый День»