Пресс-конференция Эмира Кустурицы в клубе «Цеппелин»
Мы представляем вашему вниманию полный текст пресс-конференции. В тексте сохранены все вопросы и ответы, а также стилистические особенности авторов.
Полный текст пресс-конференции не публиковался ни в одном российском издании.
Вопрос. Что натолкнуло Вас на мысль заняться музыкой?
Эмир Кустурица. Я думаю, что делать музыку и снимать фильмы – это очень похожие вещи. Структурирование фильма, по сути, похоже на создание музыки. Я часто размышлял в жизни о вещах обратным образом. Когда я закрываю глаза и начинаю снимать фильм, я сначала слышу этот фильм, а потом вижу его. А потом я делаю его…
В. Ваш творческий союз с Бреговичем сравним с союзом Найман – Гринуэй. Музыку для фильма «Черная кошка, белый кот» писали «No smoking». Тем не менее, существует компакт-диск, на котором значится имя Горана Бреговича. И, если Вы действительно больше не работаете с Бреговичем, не станет ли это разрушительным фактором для фильмов Эмира Кустурицы?
Э.К. Это пиратская ситуация. История с Гораном Бреговичем – это история, которую хотелось бы забыть, поэтому я не буду об этом говорить. Но это правда, что «Черная кошка, белый кот» не имеет ничего общего с Бреговичем. Хотя в то же время и имеет. Брегович использовал существующую музыку и подписывал своим именем, будто он ее написал. В «Черной кошке» существует оригинальная и традиционная музыка. Я думаю, что он не окажет влияния на мои фильмы.
В. Почему Ваша группа называется «No smoking»?
Э.К. Мне трудно это объяснить (смех), потому что Вы женщина.
В. Ваше отношение к фильму «Догма».
Э.К. «Догма» – это, несомненно, явление в мире кино. Учитывая то, что я Догму переживаю всю свою жизнь. Так что, для меня играть музыку означает снимать фильмы, маленькие фильмы. Догма основана на том, что не существует ни одного фрагмента музыки, который можно было бы вмонтировать в картину. Догма хотела выйти из сферы манипуляции картинами.
В. Рассказы Бабеля как-то повлияли на создание фильма «Черная кошка, белый кот».
Э.К. Один из моих литературных героев юности – это Исаак Бабель. Особенно его «Одесские рассказы». Беня Крик. Я всегда любил таких типов – уголовников, у которых были личные проблемы. Таким образом, один из главных героев «Черной кошки» возник по вдохновению Исааком Бабелем.
И тот жизненный опыт, и тот крах, который я пережил в Сараево, – эти вещи приблизили меня к тому, что я выбираю такие типы. Потому что, когда я размышляю об уголовниках, о криминале, я не думаю только о вещах первого плана, и у них есть человеческие проблемы. Вообще, мои фильмы основываются на том, что я никому не хочу выносить приговор. Мои фильмы не о добре и зле, мои фильмы в основном о добре.
В. Можете ли Вы рассказать о себе какую-нибудь неправдоподобную историю?
Э.К. Много раз слышал такие истории и расскажу Вам одну, в которой речь идет о журналистах. Когда родилась моя дочь Дуня, наша соседка вбежала в квартиру и поздравила мою жену с сыном. Моя жена уверяла ее, что она родила дочь. А эта, вообще-то честная женщина, она привела с собой журналистов и сказала, что это неправда. И надо было потратить много времени, чтобы убедить нашу соседку, что наш ребенок – девочка.
Другая история обобщенная: поскольку я часто общаюсь с журналистами, свободная ассоциации превращаются в политические точки зрения, а поскольку я не люблю оправдываться и объяснять то, что сказал раньше – мои заявления часто становились средствами пропаганды. Но тут ничего не поделаешь.
В. Продолжите ли Вы в дальнейшем, как в «Arizona Dreams», сотрудничество с Игги Попом, и как Вы относитесь к таким маргиналам, как Игги Поп, и аутсайдерам, как Буковский.
Э.К. Что касается первого, Игги Поп – это один из значительных творческих людей нашего времени. Один из людей искусства, которые украшают нашу жизнь. Один из тех, кто не продал душу дьяволу.
А Буковский? Я склонен к аутсайдерам, и я сохраню эту склонность до конца своей жизни. Потому что считаю, что угол зрения, которым смотрят на мир аутсайдеры, гораздо более богат и значителен. Тот угол зрения, которым Буковский смотрел на Америку, он очень значителен.
В. Вас называют фантазером в кино, а в музыке?
Э.К. Фантазия – это один из составляющих факторов нашей работы, один из элементов надежды, потому что человек без надежды – это не человек. Также как человек без памяти – это не человек. А человек, который умеет фантазировать – это богатый человек. То, что мы делаем в музыке и в кино, мы все это делаем благодаря нашей фантазии. Я себя воспринимаю как часть всемирного процесса, в котором люди сохраняют право на свою свободу, и в фильмах, и в музыке выражают то, что они хотят, а не то, что им сказано. Как во время коммунизма я не верил в систему, которая диктовала мне, что делать. Также я не верю, что рынок – это единственный регулятор наших социальных и психологических отношений.
В. Как Вы восприняли Москву?
Э.К. Я был здесь десять лет назад. И тогда было очень серо. А сейчас здесь очень много света. Так что гораздо лучше видно, что и то, что нужно, и то, что не нужно.
В. Как относитесь с новым русским?
Э.К. Я еще это не успел распробовать.
В. Если бы Вы снимали фильм о своей жизни, какая бы музыка там звучала?
Э.К. О таких ужасах я бы не стал снимать фильм. (Смеется.) Я уже сделал фильм (мой первый фильм), который был о моей жизни, он называется «Помнишь ли ты Долли Белл?»
В. Какой стиль в одежде Вы предпочитаете, и, пожалуйста, несколько слов о любимых сигарах и любимых женщинах.
Э.К. У меня вообще нет стиля в одежде. Я надеваю первое, что мне попадается в руки. И то, что вы видите сейчас на мне – это не результат моего сознательного решения. Меня, по сути, одевают. Сигары, вино и женщины? Все эти три элемента очень хорошо сочетаются.
В. Когда говорят «я вернусь домой», о каком городе Вы думаете?
Э.К. Есть один шуточный, другой серьезный ответ. Один – по сути, я живу в своих фильмах. А другой, что живу я вблизи Парижа, и это то, что я называю своим домом. Потому что мой настоящий дом вблизи Сараево разрушен, сожжен. Сожжен боснийской полицией.
В. Если бы решался вопрос о создании цыганского государства, кого бы хотели видеть президентом этого государства, и насколько скоро это государство стало бы лучше, чем Израиль.
Э.К. Я думаю, что президентом цыганской державы будет Доктор Нелле. (Смех.) Не только потому, что между ним и другим президентом, Коштуницей, нет внешних различий. А еще и потому, что Доктор Коштуница имеет склонность к меньшинствам, и Нелле – тоже. Я думаю, он самая хорошая версия цыганского президента.
В. Что Вы можете сказать о Ваших завтрашних партнерах по концерту?
Э.К. Я о них слышал, но никогда их не видел, и с удовольствием завтра послушаю концерт.
В. Как Кустурица, снимающий фильмы, оценивает себя, Кустурицу, играющего.
Э.К. Я не бог знает, какой музыкант, но я стараюсь. Я стараюсь быть частью группы, в которой две трети музыкантов – это музыканты совершенные. Говоря футбольным языком, это комбинация молодости и опыта (младости и искусности).
В. В каких случаях Кустурица-режиссер, сидя у телевизора или в кинотеатре, говорит: «Ох уж эти мне новые молодые режиссеры»?
Э.К. Обычно я иду в кинотеатры смотреть фильмы действительно хорошие. Мой вкус ведет меня от Брюса Ли до Бергмана. Так что, когда я вижу фильм, в котором заключено что-то свое и который сделал тот, кто никем не является, я умею радоваться этому. Я думаю, что в нашей работе, в которой режиссеры, в основном, являются Нарциссами, ужасно важно уметь радоваться чужим фильмам. Этому я научился у панк-музыки.
В. Как относятся музыканты группы к тому, что играют с великим кинорежиссером, и нет ли проблем оттого, что два лидера, один – лидер кино, другой – музыки.
Доктор Нелле. Музыканты выбирают того лидера, который физически сильнее. И тут нет никакого сомнения. Эмир все еще сильнее, но я тренируюсь. И в следующий раз, когда у нас будет матч, группа посмотрит и решит, кто у нас будет лидером.
В. В каком виде спорта матч?
Э.К. В легкой атлетике – десятиборье.
В. Как профессионалы терпят любителя в своей группе? И можете ли вы двумя словами определить свою музыку?
Д.Н. Эмир действительно любитель. Но в исконном, в очень хорошем смысле этого слова. То, что он делает, он делает с любовью, с сердцем. А, во-вторых, он профессионал, профессионал в кино. И он очень, чрезвычайно интеллигентный человек. Когда он снимает кинофильмы, он снимает их с мыслью о музыке, когда он играет, он делает это с мыслью о кино.
Это самая наша большая проблема. Когда мы играем на Западе, мы никогда не знаем – мы этно или панк, или рок. Иногда нас запихивают в фестивали этномузыки, иногда мы играем только в панк-клубах, где играют только панк-группы. А иногда мы играем только в больших помещениях, где играют только рок-группы. Мы свою музыку назвали «унца-унца», это звукоподражательное слово означает тот звук, который издает гитара в ритме две четверти. И, по сути, эта музыка – музыкальный коктейль всех возможных музык и музыкальных влияний, которые существуют на Балканах.
В. Пресса пишет о Вас – «молодой панк», а в характеристике музыки – джаз, фолк и т.д.
И второй вопрос, когда у нас показывали фильмы югославских, была такая фраза: дескать, режиссер Эмир Кустурица не совсем хорошо относится к новым режиссерам югославским, некоторые говорят о какой-то ревности. Как, по-вашему? Ваше мнение о югославском кинематографе?
Э.К. Жанр нашей музыки: мы представляем собой сентиментальную версию оркестра постоялого двора, кабака.
Существуют ли в Югославии молодые режиссеры: смотря, что подразумевается под словом «молодой», до каких лет? Если после 35, то Драгоевич, Драгоевич самый интересный.
В. И все-таки, почему ваша группа называется «No smoking»?
Э.К. Ladies! ( в смысле, здесь девушки). Вы говорите по-английски? It’s no blowjob!
В. Были ли какие-то претензии со стороны самой группы, со стороны музыкантов? Очень часто Вас воспринимают как всемирно известного режиссера, когда Вы находитесь как музыкант, возможно, к Вам менее серьезно относятся. В первую очередь, потому что Вы играете там, журналисты и публика.
Д.Н. Я не вижу никакой проблемы в том, что в группе играет кинозвезда.
В. В первую очередь, у всех журналистов возникает интерес к группе, потому что там играет Эмир Кустурица.
Э.К. Мы живем в мире, в котором существуют такие отношения – нечто привлекательное, на что люди реагируют. Потому что мы исполняем очень хорошую музыку. Общепризнанный факт, что я известен в мире кино, привлекает публику. Однако то, что мы два года играем 200 концертов…, если мы не исполняли бы хорошую музыку, люди не ходили бы из-за меня. А как говорит Доктор Нелле, мое любительское участие в этом основано на теме широкого сердца. И это также привлекает публику.
Д.Н. Одним словом, если уж мы не привлекаем подростков, неплохо иметь такого режиссера. (Смеется.)
В. Снимает ли господин Кустурица сейчас, если да, то что?
Э.К. Сейчас я закончил фильм об этой группе. Фильм называется «Рассказ на супер-восьмерке». Фильм показан на Берлинском кинофестивале. Это полнометражный фильм, поделенный на 10 рассказов, в соответствии с 10 музыкантами, которые составляют эту группу.
В процессе работы я трудный человек. Поскольку то, чего я хочу добиться, сделать практически невозможно. Если в фильме 2000 кадров, я хочу 2000 раз быть ближе к совершенству. Быть 2000 раз счастлив. Я хочу, чтобы каждый кадр вызывал возбуждение. Но к этому прийти крайне тяжело. Поэтому я могу сказать, что я тяжелый человек. Однако люди, который делают со мной фильмы, вероятно, видят, насколько я страдаю, когда работаю. И – жалеют меня, и сочувствуют мне.
В. Вы сняли два фильма о цыганах. Почему?
Э.К. Я снял два фильма о цыганах, потому что это тема, в которой кинематография находится у себя дома. Когда цыган держит в руке мобильный телефон, это как средневековье здоровается за руку с 21 веком. С другой стороны, имело место очень большое влияние: я вырос в том районе Сараево, где жили цыгане.
В. Ваша группа в титовской Югославии какой считалась? Вам удавалось выпускать какие-нибудь официальные пластинки или сидели в подполье все время?
Д.Н. Это долгая история. Какую версию хочешь услышать: страшную или романтичную? Тито как бы через рок-н-ролл показывает, что Югославия – это не то, что Болгария или Румыния. И рок-н-ролл был условным знаком того, что делаются какие-то шаги в отношении демократии. Можно было купить пластинки. Но все-таки вся ситуация была под контролем. Мы начали играть, когда Тито умер физически, но еще долго его дух витал над Югославией. Наши проблемы со СМИ, с олигархией, с властью в основном были вокруг текстов песен. И проблемы возникали относительно некоторых наших заявлений, потому что мы шутили над некоторыми вещами, в том числе и над Тито. Это продолжалось примерно до 88-89 года. Я имею в виду ту атмосферу. После этого народ начал готовиться к войне, и никто уже не смотрел рок-н-ролл. Тогда не было компакт-дисков даже в Америке, тогда записывали пластинки, и каждая из них была обложена налогом по особому закону, как макулатура, как низкопробное произведение из-за текстов.
В. В фильме «Вдова с острова Сен-Пьер» Вы сыграли большую драматическую роль, до того, как Вы появились как Ромео в одном из своих фильмов. Как режиссеру Кустурице было видеть себя актером, почувствовать, что он по другую сторону камеры? Как Вы справлялись с этой ситуацией?
Э.К. В своих фильмах я играл тогда, когда не было времени, чтобы объяснить другим, как надо это делать. В фильме «Вдова с острова Сен-Пьер» я согласился сниматься потому, что мне показалось, что герой – это часть моего характера. Потому что я думаю, что я актер, и гораздо более хороший музыкант.
В. Эмир, как Вы снимаете кино: по плану или по настроению? Как долго Вы снимаете свои фильмы? Извините, про жену, нравится ли ей то, что Вы снимаете, больше, чем, что Вы играете? И чем она занимается?
Э.К. Все свои фильмы я делаю по плану, по плану, который никогда не выполняю. Потому что я не делаю промышленные фильмы, я делаю фильмы как на мануфактуре. Как я раньше говорил, 2000 кадров – 2000 волнительных ситуаций. На процесс съемки кино я смотрю, как на что-то, похожее на то, как ткут ковер, или что-то похожее на фейерверк. План – как архитектура, но выполнение – нет.
Моя жена Майя, как говорят в Америке, поддерживает меня. И она мою ситуацию, мой случай понимает в полной мере.
В. Эмир, скажи, пожалуйста, было хоть раз, когда ты сам себе сказал: «Черт подери, я первый кинорежиссер планеты!»
Э.К. Не было никогда.
В. Как Вы относитесь к русским? Любите ли Вы русских?
Э.К. Да. (Категорически, не раздумывая.)
В. Как представляется Вам русская сущность, сущность русской души (кроме матросов, которые машинками торгуют)?
Э.К. Я представляю русскую душу для себя с раннего детства, читая русские книги. Это непрактичная душа, которая не может выразить себя истиной, что дважды два = четыре. Это говорил Достоевский, что в России, когда два складывается с двумя результат получается не четыре, а другой. Я русскую душу открываю через литературу, через кино, и мои самые любимые герои в литературе и в кино – они из России. Вероятно, самый дорогой мне писатель – это Андрей Платонов, Исаак Бабель, Достоевский, Чехов и так далее. А в фильмах – от Пудовкина, далее Дзига Вертов, до Тарковского. Так что часть русской души, она всегда присутствует в том пространстве, которое я открываю в своих фильмах.
В. Вы называете себя анархистом, борцом с системой, Вы не думаете, что на пресс-конференциях и концертах Вы сами становитесь частью системы, с которой Вы, якобы, боретесь?
Э.К. Это условный вопрос. Во-первых, действительно ли я являюсь анархистом – это большой вопрос. Это факт, что я принимаю участие в некоем обществе, где являюсь частью биологической, а не рациональной.
В. Как вам жилось в Югославии Милошевича, и считаете ли Вы себя богатым человеком?
Э.К. Во-первых, во время войны я решил вернуться в ту часть Югославии, которая называется Восточной частью Югославии, которая всегда была одной и той же, что с Милошевичем, что без него. Так что я думаю, мое пребывание в Сербии, так же как и везде, где я нахожусь, оно связано с тем, что я делаю. Я богат духовно, но у меня есть и дом, и машина.
В. Какую бы книгу Вы выбрали для клятвы: Библию, Коран или какую-то другую?
Э.К. Я бы выбрал, как Клинтон, и поклялся на Библии.
© 2001, «Уральское федеральное обозрение»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».