AMP18+

Ямал

/

Северный морской путь может стать альтернативой Суэцкому каналу Арктическая нефть и торговые пошлины будут добываться под присмотром Совбеза РФ

Совет безопасности России провел выездное совещание по Арктике на Ямале. Данное мероприятие предваряет крупную международную конференцию, посвященную развитию северных территорий, которая пройдет на борту атомного ледокола «Ямал».

Обсуждение стратегии повышения эффективности сотрудничества в Арктике и экономического развития региона актуально в свете заявления главы ВМФ Владимира Высоцкого. Напомним, главком подогрел «страсти по Арктике» заявлением о том, что российским интересам угрожают флотилии НАТО и Китая, Японии, Кореи, Малайзии и Таиланда.

«В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз... которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ», – заявил Высоцкий на заседании морской коллегии при правительстве РФ в Нарьян-Маре.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, впрочем, что освоение Арктики в планы альянса не входит.

По словам секретаря совета безопасности Николая Патрушева, Арктика, население которой составляет 1% от населения России, обеспечивает своей продукцией 20% ВВП страны. Кроме того, продукция, добываемая на данных территориях, составляет больше 22% экспорта страны. В районах Крайнего Севера добывается: 75% нефти, 85% газа, а также золото, платиноиды, никель, алмазы. Шельф арктических морей России занимает одну треть Северного Ледовитого океана. По словам руководителя совета, разработка «Стратегии развития Арктической зоны России» уже завершается, сообщает «Российская газета».

Речь идет в частности о создании в Арктике транспортно-логистических комплексов и использовании Северного морского пути.

Как рассказал Николай Патрушев журналисту издания, общий объем грузопотока по Северному морскому пути в 2012 году может превысить 5 миллион тонн, а в дальнейшем – увеличиться в 10 раз. Севморпуть короче на 2440 морских миль, чем трасса через Суэцкий канал, проход по нему сокращает длительность рейса на 10 суток, экономит около 800 тонн топлива для среднестатистического судна. Напомним, на днях по Северному морскому пути прошли два новых танкера с грузом в Юго-Восточную Азию.

Ожидается, что транспортная система Арктики обеспечит объем перевозок по Северному морскому пути до 64 миллионов тонн до 64 миллионов тонн к 2020 году и до 85 миллионов тонн к 2030 году.

Как заметил секретарь СБ, развитие Северного морского пути сыграет свою роль и в защите национальных интересов России как артерия, укорачивающая перевозки. По словам Патрушева, Дания, Норвегия и США предлагали пересмотреть юрисдикцию России вдоль собственного побережья, по сути, говоря об интернационализации СМП, сообщает «Комсомольская правда».

Ранее вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что в 2012 году Россия подаст в ООН заявку на расширение границ принадлежности арктического шельфа, напоминает «Новый Регион». В ближайшее время в регион направится вторая экспедиция по научному обоснованию претензий РФ на территории в районе хребтов Ломоносова и Менделеева. Заявление Иванова подкрепил главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, заявивший, что экономическим интересам РФ в Арктике угрожают силы НАТО и полудесятка азиатских государств.

«В настоящее время в Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз... которые могут негативно влиять на состояние экономических интересов РФ», – заявил Высоцкий на заседании морской коллегии при правительстве РФ в Нарьян-Маре.

Зоной своих интересов Арктику обозначил Североатлантический альянс, приводит слова адмирала Lenta.ru. Кроме того, в регионе активизировалась деятельность Китая, Японии, Кореи, а также таких «всем известных арктических стран», как Малайзия и Таиланд. По словам Высоцкого, действия этих государств приобретают «системный, коалиционный характер».

Один из вопросов, рассмотренных на совещани, касался транспортной с инфраструктуры в Арктике, развитие которой не отвечает заявленным требованиями по развитию логистики и защите интересов России. В настоящее время только два атомных ледокола из шести работают, не исчерпав свой ресурс. Это «50 лет Победы» и «Ямал». При этом, срок эксплуатации «Ямала» истекает в этом году. Не отвечает заявленной концепции и состояние портов.

Согласно программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» запланирована постройка одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт и трех линейных, дизельных судов мощностью по 25 МВт, сообщает РБК. Николай Патрушев на совещании предложил российскому правительству рассмотреть вопрос о предоставлении льгот Арктике, как налоговых, так и инвестиционных.

По мнению экспертов издания, для оптимального развития арктических территорий, в часности добыче в Арктике нефти и газа, нужно привлекать западные компании и их технологии. В качестве примера Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ» приводит сотрудничество «НОВАТЭК» и Total в проекте «Ямал СПГ» или работу «Роснефть» с ONGC, SODECO и ExxonMobile.

Напомним, французская нефтехимическая компания Total войдет в ОАО «Ямал СПГ» после приобретения 20,5% акций. Об этом сообщил российский премьер Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, одобрившей сделку.

«В начале текущего года было объявлено о создании стратегического альянса между российской компанией НОВАТЭК и французской нефтехимической компанией Total, это наш давний, хороший, надёжный партнёр. В качестве первого шага в апреле Total приобрёл 12% акций самой компании «НОВАТЭК». Теперь речь идёт о приобретении дочерней фирмой концерна Total 20,5% акций нашей компании «Ямал СПГ». Это создаёт необходимую основу для совместной реализации масштабной, комплексной программы по освоению месторождений и производству сжиженного газа на полуострове Ямал», – сообщил глава российского правительства.

Ссылки по теме:

Губернатор Ямала охарактеризовал проект «Ямал-СПГ» как максимально выверенный/Одобрение заявки Total – «продолжение хода реализации стратегических планов» >>>

На Ямале Россия готовит плацдарм для газового наступления на Восток/Зависимость от поставок в Европу становится большим риском, считает аналитик >>>

Салехард, Алина Книжина

© 2011, «Новый Регион – Ямал – Югра»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Ямал, Урал, Общество, Россия, Экономика,